В начале следующей недели президент Дмитрий Медведев должен представить свое бюджетное послание кабинету министров. Этот документ дает официальный старт бюджетному процессу. В конце августа проект федерального бюджета, подготовленный с учетом президентских наказов, поступит из правительства в Государственную думу.
Бюджет-2011 должен стать первым в российской истории бюджетом, с которого начнется переход от сметного к целевому финансированию. К этому времени должна быть утверждена правительственная программа повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 года, которая в корне меняет всю структуру главного финансового документа страны. Эту программу подвергли критике на вчерашних слушаниях в Общественной палате.
Программа была в целом одобрена на заседании правительства еще в мае и отправлена на доработку. Сам факт необходимости ее принятия ни у кого сомнения не вызывает. Мнение, что уровень государственных расходов достиг своего максимума и дальнейшее их наращивание попросту невозможно, разделяют абсолютно все, от чиновников до частного бизнеса, опасающегося возможного увеличения налоговой нагрузки. При этом бюджет, по словам министра финансов Алексея Кудрина, на 80% состоит из так называемых неснижающихся мандатов.
В такой ситуации единственный выход — лучше тратить то, что есть. «Это необходимый элемент модернизации страны, объявленной президентом», — заявил сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин, перед тем как участники слушаний в Общественной палате приступили к масштабной критике программы.
По мнению
Впрочем, вряд ли призыв Иосифа Дискина возымеет какое-то воздействие. «Да, сроки жесткие, — признал один из авторов программы, замдиректора департамента бюджетной политики и методологии Минфина Валерий Сидоренко, — но наша жизнь так устроена, что какие сроки ни ставь, все будет делаться в последнюю неделю».
«Что гонит нас на эти грабли?» — воскликнул замсекретаря ОП Михаил Островский. Но вопрос оказался риторическим. На подготовку этой программы, по словам
Следует напомнить, что программа коренным образом меняет действующие принципы финансирования. Федеральный бюджет будет полностью состоять из долгосрочных целевых программ, подготовленных отраслевыми ведомствами. Ведомства будут обосновывать необходимость финансирования тех или иных программ исходя из целей, заложенных в «Стратегии-2020», и предлагать перечень мероприятий для их выполнения. Опробовать программно-целевой принцип Минфин планирует при подготовке бюджета 2011 года, а бюджет на 2012 год и на период до 2014 года уже полностью готовить по новой методике. «Основная задача государства не субсидировать экономику, а создавать условия для ее развития», — полагает
Однако вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев опасается, что «использование консервативного прогноза вместо умеренно-оптимистичного приведет к недофинансированию экономики; налицо тенденция сбрасывания социальных обязательств с государства». С ним солидарна и глава комиссии ОП по социальным вопросам Елена Николаева. «В программе вся социалка сведена к одной пенсионной реформе. Нет ни слова ни об охране детства, ни о семейной политике, ни о бедности в семьях», — высказала она претензию. «Мы не хотим повторять опыт некоторых европейских стран, которые вначале раздували свои социальные расходы, а потом не смогли их финансировать, — парировал
Доброе слово представители финансового ведомства услышали лишь от проректора Высшей школы экономики Льва Якобсона. «Все, кто когда-либо сталкивался с федеральным бюджетом, прекрасно знают, что разобраться в нем не может никто. Нет ни одного человека, включая авторов, который понимает его целиком и в то же время способен разобраться в деталях. Теперь есть надежда, что будет более удобный и понятный документ», — надеется он.
Вера СИТНИНА