Данные Банка России демонстрируют просто гигантский рост рынка пластиковых банковских карт. Так, в прошлом году их выпуск вырос на 40%. Правда, объем покупок, совершенных при помощи карточек, увеличился только на 9%. И в этом нет ничего удивительного. Большинство карт выпускаются в рамках зарплатных проектов, то есть навязываются сотрудникам компаний. А они по-прежнему тяготеют к наличным. Потому что использовать карточки в России, включаю Москву, до сих пор неудобно.
Опубликованные на днях данные Центробанка свидетельствуют, что только в 2005 году было выпущено около 55 млн кредитных карточек. Это рост на целых 40% по сравнению с предыдущим годом. Однако смущают другие цифры. Они свидетельствуют о том, что большинство владельцев карточек используют их исключительно для получения купюр из банкоматов. В прошлом году объем наличных, снятых с карт, составил 2,6 трлн рублей, увеличившись на 50% по сравнению с предыдущим годом. Объем же товаров и услуг, приобретенных при помощи карточек, вырос только на 9%. Интересно, почему? Продавцы не принимают карты, потому что люди ими не расплачиваются, или люди не используют карты, потому что ими невозможно или неудобно расплатиться в магазинах?
Для начала отметим, что далеко не все магазины оснащены оборудованием для приема безналичных платежей. Причем многие небольшие торговые точки, работающие с «черными кассами», в принципе не собираются использовать безналичные платежи, поскольку в этом случае деньги от государства спрятать труднее. Поэтому картина, когда в небольшом магазинчике за банку кока-колы и пачку сигарет можно будет расплатиться карточкой, остается фантастикой.
Очень часто и в крупных торговых организациях отказываются принимать оплату карточкой, хотя на их дверях наклеены логотипы всех важнейших платежных систем мира. Бывает, что продавец намеренно усложняет процесс манипуляций с «пластиком», подталкивая клиента к оплате наличными. Впрочем, очень может быть, что он действительно плохо знаком с технологией электронных расчетов. Так, сотруднику «Известий» в одном крупном супермаркете, «прокатав» карточку еще более крупного банка, заявили, что она «не авторизуется» (по-русски — не работает), и попросили заплатить наличными. Каково же было потом его удивление, когда он обнаружил, что в итоге заплатил за одну и ту же покупку два раза: и налом, и по карте.
Трудности расчетов карточками этим не ограничиваются. Так, на практике очень сложно вернуть деньги или обменять товар, если он был приобретен посредством «пластика». Продавцы могут объяснять это тем, что проведение электронных расчетов требует времени и деньги за возвращаемый товар из банка до них еще не дошли. Эксперты утверждают, что это явное нарушение закона о правах потребителей. Но, чтобы не иметь проблем на свою голову, лучше не рисковать.
Впрочем, и многие банки, агрессивно развивая рынок карт, неохотно вникают в проблемы клиента, возникающие при оплате безналом. Хотя могли бы поответственней следить за работой платежных систем, коли вошли в них. Кстати, сотруднику нашей газеты, дважды заплатившему в супермаркете, банк деньги на карту так и не вернул.
Но, наверное, основная причина того, что владельцы карточек просто «обналичивают» их, кроется в том, что их подавляющее большинство было выпущено для зарплатных проектов. То есть по сути было навязано работникам. А они после горького опыта 1990-х имеют все основания не доверять банковской системе.
Олег МИТЯЕВ