Вчера вступило в силу решение апелляционной инстанции арбитражного суда Московской области, признающее виновными в банкротстве Агропромстройбанка (АСБ-банк) его собственников и руководителей. Это первый случай в российской практике применения субсидиарной ответственности, когда дело дошло до взыскания реальных денег с банкиров. По мнению участников рынка, тем самым создан прецедент, который положит начало формированию положительной судебной практики и сыграет профилактическую роль в повышении личной ответственности руководства кредитных организаций.
Во вторник 10-й апелляционный суд Московской области поддержал Агентство по страхованию вкладов (АСВ), признав двух бывших председателей правления Агропромстройбанка — Юрия Голаева и Вячеслава Шахова, зампредправления Геннадия Рахманина, а также двух членов совета директоров — Олега Видьманова и Владимира Губаренко — виновными в доведении банка до банкротства. Теперь они обязаны выплатить в конкурсную массу около 200 млн рублей. Вчера постановление вступило в силу. Таким образом, попытка банкиров обжаловать решение суда первой инстанции провалилась. В АСВ намерены форсировать начало процедуры физического взыскания долгов.
АСБ-банк был признан банкротом 15 февраля прошлого года и находится под управлением АСВ. Незадолго до банкротства банк приобрел примерно на 623 млн руб. неликвидных векселей, а также выдал свыше 100 млн руб. кредитов, которые по правилам ЦБ считаются безнадежными. Победу в первой инстанции над руководством Агропромстройбанка АСВ одержало в конце мая.
Впервые в практике привлечения руководства банков к субсидиарной ответственности дело дошло до фактического взыскания долга с реально существующих (а не «находящихся в бегах») банкиров. По мнению первого замгендиректора АСВ Валерия Мирошникова, шансов на выигрыш в кассации у банкиров немного. «Даже если решение суда будет оспорено, эффект от данного события на рынок существенно не уменьшится,— сообщил Ъ Валерий Мирошников.— Такое решение суда носит профилактический характер и в любом случае будет способствовать увеличению рыночной дисциплины».
С этим согласны конкурсные управляющие и юристы. «Если с виновных в банкротстве Агропромстройбанка будут взысканы конкретные деньги, другие участники рынка много раз подумают, прежде чем одобрять какие-либо сделки»,— считает конкурсный управляющий банка -банкрота «Диалог-Оптим» Андрей Сергеев. По его словам, аналогичные претензии предъявлены и к бывшему руководству находящегося под его управлением банка. Господин Сергеев надеется, что судебные власти столицы поддержат начинание своих подмосковных коллег. Правда, по словам руководителя коммерческой практики и интеллектуальной собственности компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Максима Кулькова, «многие суды к мнению своих коллег относятся более чем прохладно, но одно выигранное дело лучше, чем ничего».
Опрошенные Ъ банкиры отнеслись к решению суда с меньшим восторгом. «Если имел место вывод активов и акционеры принимали в этом участие, то решение суда абсолютно разумное. Но в общем случае оно вряд ли может быть использовано, потому что закон об акционерных обществах предусматривает ответственность только в пределах собственных вложений акционеров»,— сообщил Ъ председатель правления Оргрэсбанка Игорь Коган.
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА, Игорь МОИСЕЕВ