Российский Минфин в очередной раз предложил странам — участницам СНГ отказаться от доллара и евро в пользу национальных валют, в частности — в пользу рубля. Независимые эксперты видят в таком предложении куда больше популизма, чем реального понимания российскими чиновниками положительных и отрицательных последствий перехода на прямые котировки. Рубль, говорят эксперты, такая же ненадежная валюта, как и доллар. Особенно сейчас, когда его волатильность слишком высока. Переход на прямые котировки пока не обоснован экономически. И если он будет сделан искусственно, это обернется таким же провалом, каким, по сути, стал Таможенный союз.
Выступая в минувшую пятницу на проходящем в Ялте Международном инвестиционном форуме, Кудрин предложил странам — участницам СНГ ввести прямые котировки своих валют друг к другу, чтобы в дальнейшем проводить расчеты без привязки к курсу доллара и евро. «Наши валюты не имеют прямых котировок, зачастую при проведении наших сделок мы работаем через доллар или евро», — напомнил Кудрин. Кроме того, он отметил, что необходимо расширить перечень финансовой информации, которым страны СНГ обмениваются «для понимания наших валютных перспектив», и внести изменения в национальные законодательства, чтобы позволить предприятиям разных государств вести взаимные расчеты в любой валюте стран СНГ.
Напомним, что глава Минфина уже не впервые озвучивает такую идею, которая сама по себе тоже не нова. Ранее — в октябре 2009 года — на саммите стран Содружества в Кишиневе был принят антикризисный план, согласно которому предполагалось создать рабочую группу по вопросам о расширении использования национальных валют. Многие эксперты и разработчики ссылались тогда на уже существующий опыт в недолларовых расчетах в странах СНГ. Потом — в апреле этого года — после совещания министров финансов СНГ Кудрин подтвердил, что странами — участницами Содружества ведется активная работа в данном направлении. Также он тогда напомнил, что более половины расчетов России с Белоруссией осуществляется в российских рублях. «Это выбор самих хозяйствующих субъектов. Для них удобство рубля очевидно», — уверял Кудрин. Поэтому, как говорил министр, уже в ближайшее время возможно начать торги валютами стран СНГ в прямой котировке к ним российского рубля.
Между тем независимые эксперты единодушны в своем мнении, что за озвученным главой Минфина предложением стоит куда больше популизма, чем реально обоснованных и бесспорных преимуществ перехода к прямым котировкам в странах СНГ. «Доверие к основным мировым валютам падает. Сейчас возникает много вопросов об устойчивости, стабильности, надежности мировых валют. Поэтому в перспективе действительно необходимо создавать такую систему, чтобы можно было свои валюты котировать и обменивать без оглядки на доллар и евро», — рассуждает замглавы аналитического департамента «Арбат Капитал» Алексей Павлов. Потому Кудрин и озвучивает такие предложения. «Это предложение делается с целью снижения курсовых валютных рисков, — соглашается директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — И оно, конечно, не лишено смысла». В конце концов одно из возможных последствий такого перехода — укрепление национальных валют, что в принципе звучит привлекательно как с точки зрения политики, так и экономики. «Однако недаром же при всем критичном отношении к доллару пока что от него никто полностью не отказывается. Та система, которая сейчас существует — через доллары, еще достаточно долгое время будет более привлекательной», — полагает эксперт.
Доводы политиков в пользу прямых котировок понятны, говорят эксперты, но не обоснованы экономически — особенно в сложившихся на данном этапе условиях. «Пример — волатильность рубля. Кстати, сам Кудрин не устает повторять, что она будет высокой. Говорит об этом и первый зампред Центробанка РФ Алексей Улюкаев», — замечает Николаев. Другими словами, риски есть везде и кто даст гарантию, что национальная валюта более надежна, чем доллар или евро? Что, например, рубль для стран СНГ более привлекателен, надежен и удобен? Проблема в том, что политики не учитывают вопрос востребованности подобных механизмов. «Где будет тот рынок, на котором можно будет устанавливать курс без привязки к доллару или евро?» — спрашивает Павлов и добавляет, что необходим тогда некий аналог ММВБ для валют стран СНГ. «Чтобы данный рынок заработал, нужно развивать взаимную торговлю. Должны быть покупатели и продавцы одной валюты за другую, — объясняет он. — А торговля с другими странами СНГ сейчас у нас как раз не настолько сильно развита». Так что экономическая ситуация в стране, по мнению экспертов, пока что не в пользу предложения Кудрина.
И тут возникает самая главная опасность. «Если мы поставим политику впереди экономики — это окажется стратегической ошибкой, — отмечает Николаев. — Да, это можно сделать. Но тогда получится точно так же, как с Таможенным союзом, то есть это реализуется не слишком хорошо». Немедленное воплощение в жизнь озвученной идеи без оглядки на сегодняшнюю экономическую ситуацию поспособствует, по мнению аналитиков, снижению внешнеторговой деятельности между странами СНГ и еще большему увеличению курсовых валютных рисков, а не дальейшей интеграции России и стран Содружества.
Впрочем, некоторые экономисты ничего особенного в идее Кудрина не заметили. В целом уже сейчас «никто не запрещает и не мешает национальным банкам, если будет на то спрос, производить свои расчеты напрямую — без привязки к доллару или евро, — говорит главный экономист ФК «Открытие» Данила Левченко. — Это вполне возможно. Если будет такая потребность, прямые котировки сами по себе и введутся». Главное только — чтобы такая потребность действительно была.
Анастасия БАШКАТОВА