С июля банк начал первый этап внедрения нового вида брокерских услуг — интернет-торговли на фондовом рынке с использованием торговой системы QUIK.
Сбербанк сообщил о реформе бизнеса по предоставлению сервиса торговли для частных лиц на фондовом рынке. Пока классические Интернет-брокеры, более мелкие и мобильные, отмечают, что Сбербанк для них — хороший источник клиентуры.
Сбербанк России обещает революцию в системе предоставления услуг по торговле на фондовом рынке для частных клиентов. С июля 2010 года банк начал первый этап внедрения нового вида брокерских услуг — интернет-торговли на фондовом рынке с использованием торговой системы QUIK. Но фактически Сбербанк сменил свою собственную разработку — Focus IVonline (через которую услуги доступа на биржу ММВБ Сбербанк предоставляла клиентам в течение года), на систему, с помощью которой торгуют все Интернет-брокеры. Впрочем, техническое решение может стать началом прорыва банка на поприще Интернет-торговли, — говорят представители этого сектора рынка.
В официальном сообщении Сбербанк отмечает, что инвестор, присоединившийся к «Условиям предоставления брокерских услуг Сбербанком России», с помощью торговой системы QUIK может самостоятельно в режиме реального времени выставлять заявки на покупку и продажу ценных бумаг на Московской межбанковской валютной бирже и фондовой бирже ММВБ. Услуга адресована как уже существующим, так и потенциальным клиентам-инвесторам, заинтересованным в получении онлайн-доступа к торговым площадкам группы ММВБ.
«Тоже самое, по документам, обеспечивала и предыдущая система доступа клиентов Сбербанка на биржу, но часто случалось так, что клиенты банка не могли на выйти биржу. Тогда Сбербанк вешал на своем сайте объявление: сегодня доступа на ММВБ нет, а клиенты в ярости звонили на биржу, и приходилось объясняться, что проблема не у нас, а у Сбербанка, к нему и вопросы», — рассказал BFM.ru бывший топ-менеджер ФБ ММВБ.
Признав, что торговать через опробованную всем рынком систему проще и лучше, Сбербанк может в дальнейшем избежать оттока своей клиентуры. «А то Сбербанк был кузницей кадров для остального рынка брокериджа. Человек придет к нему, поторгует, поймет, что у банка в сервисе сплошные косяки и уходит к более мелкому, но прислушивающемуся к нуждам клиента брокеру», — сообщили BFM.ru в крупном Интернет-брокере.
Услуга доступа через QUIK доступна в операционном управлении Сбербанка России, а также в подразделениях Московского и Уральского банков Сбербанка России. Планами развития предусмотрено ее поэтапное распространение на все территориальные подразделения. Кроме того, в ближайшей перспективе на основе торговой системы QUIK Сбербанк планирует предоставить клиентам услугу маржинальной торговли, а также доступ к инструментам срочного рынка РТС-FORTS.
Начальник управления клиентских отношений и маркетинга ИФК «Солид» Александр Орехов сообщил BFM.ru, что инициатива Сбербанка по развитию своего Интернет-брокериджа — это позитив для всего рынка. «Если Сбербанк решил активно выходить на данный рынок, значит он видит его перспективу, и, стало быть, всем участникам на нем места хватит. Кроме того, у банка безукоризненный бренд и разветвленная сеть, поэтому в банк придет часть клиентуры, что называется «с нуля», не умеющей, но желающей торговать на фондовом рынке», — говорит Орехов. По его мнению, сейчас лишь 10% населения, пользующегося банковскими услугами, работает на рынке, и Сбербанк вполне может послужить локомотивом развития этого сектора.
Правда, как считает руководитель направления интернет-трейдинг Инвестиционной компании БКС Игорь Соболев, для того, чтобы привлечь массового клиента на брокерское обслуживание, помимо желания и хорошей торговой программы, нужны еще дополнительные сервисы и квалифицированный персонал во всех офисах, где будет предлагаться эта услуга. До тех пор пока эти вопросы не решены, Сбербанк сможет удерживать лидерство только по числу уже открытых брокерских счетов, на которых лежат акции самого же Сбербанка, размещенные три года назад в ходе IPO.
По данным фондовой биржи ММВБ, количество открытых брокерских счетов у банка — около 130 тыс. Александр Орехов тоже отмечает, что клиенту, торгующему на бирже, нужен не просто доступ через систему QUIK, а доступ бесперебойный и быстрый. «Несмотря на внушительные показатели по общему числу клиентов и количеству активных клиентов (их у Сбербанка — 12 тысяч по данным ФБ ММВБ — BFM.ru), обороты розничного брокерского бизнеса Сбербанка невелики», — продолжает Игорь Соболев. Об этом говорит уже то, что банк, в отличие от других участников рынка, не раскрывает их объемы. «По нашим оценкам, они составляют не более 15—20% от оборота других брокеров с сопоставимой клиентской базой», — сказал Соболев. Он считает, что это, в числе прочего, свидетельствует о низком качестве клиентской базы: основную массу клиентов банка составляют держатели акций самого же Сбербанка, которые им достались в результате дополнительного размещения акций зимой 2007 года. «Учитывая огромные вложения Сбербанка в развитие своего брокерского бизнеса, говорить о прибыльности нового направления для банка в ближайшие годы вообще не приходится», — резюмирует Игорь Соболев.
Преимуществ у традиционных брокеров, которые работают в сегменте интернет-тредйинга по 10 и более лет, достаточно, чтобы составить любому новому игроку на этом рынке достойную конкуренцию, — отмечают на рынке. Это и тарифы, и IT-обеспечение, и развитая филиальная сеть с квалифицированным персоналом, система обучения, отлаженные процессы, масса дополнительных услуг — перечислять преимущества, которыми обладает опытный игрок на рынке брокерских услуг против новичка, можно долго. Одним из недостатков Сбербанка называют даже тот факт, что у банка нет собственной аналитической службы, а именно на советы аналитиков обычно ориентируется клиент брокериджа. «Я не слышал ни от кого, кто переходил на обслуживание к нам из Сбербанка, что там есть хоть какая-то аналитическая поддержка», — отмечает Александр Орехов.
«Вместе с тем мы приветствуем усилия, которые прилагает Сбербанк по популяризации фондового рынка среди массового клиента — в конечном итоге это способствует и росту клиентской базы брокеров», — отметил Соболев.
Елена ГОСТЕВА