Пенсионное сообщество никак не может договориться о том, в чьей собственности должны быть накопления. Представители большинства негосударственных пенсионных фондов заявляют, что ими должны распоряжаться страховщики. Однако в Минздравсоцразвитии и Пенсионном фонде России считают по другому — накопления необходимо «отдать» гражданам.
Оба мнения обоснованны, но сомнений в том, что итоговой будет позиция государства, почему-то у меня не возникает. Когда на кону, с одной стороны, проблемы граждан, а с другой, — профессиональные проблемы организаций, их обслуживающих, выбор становится очевиден. Тем более в такой политизированной сфере как пенсионное страхование и с учетом выборов 2012 года.
То, что россияне не ощущают своей собственностью свои же пенсионные накопления, является, по мнению представителей власти, одной из главных причин непопулярности пенсионной реформы в целом и системы софинансирования в частности. Если бы пенсионные накопления и средства софинансирования стали народными, то их можно было наследовать, изменять систему выплат и даже брать под них кредит, если это будет предусмотрено законом, конечно.
Действительно, многие россияне просто не знают или не осознают до конца, что у них есть пенсионные накопления. Не осознают не только потому не видели рекламу, хотя ее в последнее время не мало, а потому что считают эти средства государственными, и думают, что государство, как добрый барин, о них позаботится, поэтому можно и не брать в голову проблему выбора инвестиционного портфеля или НПФ.
С другой стороны, желание многих НПФ также можно понять — они отвечают «головой» за инвестирование пенсионных накоплений, не имея возможности в принципе показывать отрицательную доходность и имея обязательства преумножить эти средства. Это в отличие от своих зарубежных коллег, дефицит и отрицательная доходность у которых не редкость. Другими словами, исходя из сегодняшних правил инвестирования НПФ требуется большая свобода действий, и наделение их правами на пенсионные накопления такую свободу могло бы предоставить.
Следует учесть и то, что при переходе прав собственности в руки граждан необходимо ставить цель, чтобы россияне грамотно воспользовались этой собственностью. Например, в США эксперты нередко жалуются на то, что американцы, не разбираясь досконально в пенсионных программах, выбирают зачастую не оптимальные варианты тех или иных пенсионных схем, что значительно снижает размер их будущих пенсий.
Однако если в США граждане привыкли полагаться на себя, то россияне имеют совсем другой менталитет — даже если они ошибутся в выборе варианта договора с Пенсионным фондом РФ или НПФ, то винить будут не себя, а государство. Вряд ли, российские пенсионеры удовлетворятся ответом, мол, сами виноваты, что не так копили, не туда вложили, индексы упали и пр. Они будут требовать пенсии у государства, и, в частности, чтобы работающие в очередной раз делились с пенсионерами. Не хотелось бы очередной разборки отцов и детей, тем более, что детей мы рожаем не так много.
Наталья ДРОБЯЩЕНКО, заместитель гендиректора УК «ЮграФинанс»