На минувшей неделе были объявлены результаты конкурса по выбору архитектурного проекта стадиона «Динамо», который реализует ВТБ. В итоге победил совместный проект голландского архитектора Эрика ван Эгераата и руководителя «Моспроекта-2» Михаила Посохина, соответствующую требованиям FIFA и UEFA, вместимостью не менее 40 000 зрителей, а также универсальный спортивный зал, где можно будет играть в хоккей, баскетбол и теннис. Кроме того, проект предполагает строительство более 500 000 кв. м офисов, гостиницы и апартаментов. Футбольное поле нового стадиона, по задумке архитекторов, будет повернуто на 30 градусов против часовой стрелки по отношению к старому полю.
Строительство спортивной части комплекса планируется закончить в 2014 г., а остальные сооружения возвести к 2017 г. В целом жюри, в состав которого входили, в частности, мэр Москвы Юрий Лужков и глава «Металлинвеста» Алишер Усманов, одобрило российско-голландский совместный проект, однако рекомендовало снизить его высотность, чтобы будущая спортивная арена не подавляла расположенный поблизости Путевой дворец. У победителей конкурса есть опыт возведения спортивных объектов. Так, «Моспроект-2» проектировал спорткомплекс «Олимпийский», а Эрик ван Эгераат принимал участие в работе по созданию стадиона Amsterdam Arena в столице Голландии. Однако столь крупные проекты голландец пока у нас не реализовывал. Ван Эгераат, как и сэр Норман Фостер, считается одним из наименее удачливых в России иностранных архитекторов.
Неоднократно участвуя в конкурсах, он так и не реализовал в нашей стране ни одного знакового проекта. Наиболее интересной его работой мог бы стать жилой комплекс «Русский авангард» на Якиманке. В рамках данного проекта планировалось построить пять высотных домов. В основу были положены работы художников русского авангарда — Кандинского, Родченко, Поповой, Малевича и Экстер. Однако девелопер отказался от проекта. Более того, в феврале 2009 г. принадлежащая архитектору компания Erick van Egeraat Associated Architects была вынуждена привлечь внешних управляющих и уволить часть сотрудников. Если проект «Динамо» будет реализован, то архитектурное бюро, очевидно, сможет поправить свое финансовое положение. В общей сложности ВТБ оценил проект в $1,4 млрд. «Стоимость архитектурного проектирования может существенно варьироваться в зависимости от целого ряда факторов. Но в целом затраты на архитектурные решения, как правило, составляют около 2—3% от общей сметы, а на проектные работы в целом — около 10%», — говорит аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. С учетом общей стоимости работ это немалая сумма.
«На первый взгляд, предварительно озвученная сумма в целом соответствует заявленным масштабным планам реконструкции стадиона», — уверен Максим Клягин. Однако за несколько лет ориентировочная стоимость работ выросла со $100 млн до $1,4 млрд. В самом ВТБ увеличение расходов объясняют тем, что изначальная стоимость включала в себя возведение только самого стадиона, но и она существенно выросла. При этом дополнительные коммерческие площади, как заявили на презентации проекта представители банка, помогут окупить проект. Для ВТБ строительство стадиона является частью долгосрочной стратегии поддержки клуба «Динамо». Меморандум о сотрудничестве между кредитным учреждением и обществом «Динамо» был подписан в апреле 2009 года. В итоге ВТБ перешли 75% минус одна акция проекта реконструкции территории центрального стадиона «Динамо» и 74% акций футбольного клуба «Динамо Москва», а также обязанности по строительству нового стадиона.
Сергей Мигунов, руководитель управления маркетинга и развития ГК «Конти»:
«В первую очередь следует отметить, что ВТБ — это банк с большой долей участия государства в нем, соответственно строительство таких социально значимых объектов, как стадион, помимо денежных выгод и рентабельности, несет еще и очень важную социальную нагрузку. Особенно это актуально с учетом того, что Россия является участником конкурса на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году. Достаточно сложно оценить в данном случае сроки окупаемости и конкретные дивиденды. Поскольку участие ВТБ в этом проекте не ограничивается девелоперской деятельностью, то есть только строительством стадиона, так как ВТБ управляет делами футбольного клуба, то и рентабельность целесообразно рассчитывать не только с точки зрения одного девелоперского проекта, а в целом с точки зрения инвестиций ВТБ в комплексе».
Евгений Скоморовский, управляющий директор компании «Century 21 Запад»:
«Привлечение иностранного архитектора к реализации столь крупного проекта — это почти обязательная часть «программы». Все более-менее знаковые архитектурные проекты реализуются при помощи варягов. Однако так сложилось, что ни одна из звезд так и не смогла реализовать в России ни один крупный проект. В связи с этим можно вспомнить Фрэнка Герри и Нормана Фостера. Например, все основные проекты Фостера должны были быть построены на средства главы Russian Land Шалвы Чигиринского. После того как бизнесмен покинул Россию, все его значимые проекты также были свернуты. В итоге тот же Фостер свой первый проект на территории бывшего СССР реализует не в России, а в Казахстане, причем на средства российского же миллиардера Василия Анисимова. Тут можно увидеть, с одной стороны, массу неудач, преследующих иностранцев в России, с другой — следует признать, что большинство проектов, в которых участвуют иностранцы, требуют невероятных финансовых ресурсов. В итоге с первым ударом кризиса по рынку в целом или по финансовому благополучию предполагаемых инвесторов, скорее всего, от проекта будет решено отказаться. Не исключено, что подобная судьба может ждать и проект нового стадиона «Динамо». Все-таки $1,4 млрд для госбанка, на балансе которого находится множество неприбыльных девелоперских активов, — это немало».
Павел Карасев, генеральный директор компании «Служба недвижимости»:
«Строительство арены для клуба «Динамо» можно рассматривать в рамках социальной ответственности крупного бизнеса. Такая практика признается уникальной, когда в перспективе государство может оказывать долгосрочную помощь компаниям в обмен на решение крупного капитала финансировать проекты в рамках поддержки спорта или образования. Например, «Газпром нефть» участвует в комплексном строительстве в Санкт-Петербурге «Газпром-Арены» для «Зенита». И хотя схема участия компании была изменена, однако за счет различных компенсаций и взаимозачетов фактически нефтяная компания остается одним из инвесторов проекта. Можно также вспомнить, что Михаил Прохоров возглавляет Российскую федерацию биатлона. В случае с ВТБ все намного проще ― это госбанк, который получил поддержку государства в кризис. Теперь банку в любом случае придется участвовать в социальных проектах, в том числе в вопросе поддержки спорта. Однако не исключено, что проект выйдет на самоокупаемость за счет коммерческих площадей. Все-таки такие крупные проекты не запускают исключительно в благотворительных целях».
Алексей ЛОССАН