«После нас хоть потоп», — обмолвилась когда-то маркиза де Помпадур. Ее лозунг сегодня могли бы присвоить топ-менеджеры многих госбанков, созидающих «колоссов на глиняных ногах» с одобрения власти. Новейшим проектом стал план руководства ВТБ купить железнодорожный «Транскредитбанк». Если сделка состоится, она станет мегапоглощением на родном рынке. Радоваться тому или печалиться? Все зависит от того, какими глазами вы смотрите на разрастание группы ВТБ.
Поглощение выгодно руководству самого ВТБ, в чьих грандиозных амбициях никто не сомневается. Группа ВТБ сочинила претенциозную стратегию на 2010—2013 годы, где обозначена экспансия вверх, вширь и вкось. Одновременно будут развиваться корпоративный, розничный и инвестиционный бизнес. Стратегическими целями выбраны рентабельность капитала в 15—20%, удвоение депозитов и кредитов, размножение сети продаж до 630—715 отделений, развитие мобильного банкинга, установка свыше тысячи платежных терминалов и еще много разных подвигов, на которые консультантам госбанка хватило фантазии.
Однако учитывая эффективность, неповоротливость и политизированность бизнеса второго банка в стране, руководство ВТБ вряд ли сможет собственными силами справиться с этими планами. Выход прост: не знаешь как или не умеешь сам — купи. И банк активно покупал: «Гута-Банк» в 2004 году (ныне «ВТБ24»), «Промышленно-строительный банк» в 2005 году («ВТБ Северо-Запад»), сеть росзагранбанков («ВТБ Банк (Германия)», «ВТБ Банк (Франция)», «ВТБ Банк (Австрия)«…). ВТБ, как водится, хочет покупать активы дешево, и до сих пор ему это удавалось.
Рынок оценивает сам ВТБ с мультипликатором 1,36 к собственному капиталу. Глава «Транскредитбанка» считает, что справедливая стоимость его банка находится в диапазоне 2—2,5 капитала. По нашим оценкам, это около 44—55 млрд руб., хотя президент «Транскредитбанка» Юрий Новожилов говорил о 60 млрд руб. Вряд ли ВТБ будет платить живыми деньгами, скорее всего, он рассчитывает на обмен акциями. После поглощения «Транскредитбанк», по всей видимости, будет расчленен и его части отойдут «ВТБ24», «ВТБ Капиталу» и головному ВТБ.
Руководство и собственник «Транскредитбанка», по идее, должны активно сопротивляться, хотя политического веса у них недостаточно. Масштабы бизнеса «Транскредитбанка» почти в восемь раз меньше, чем у ВТБ, но при этом по всем ключевым финансовым показателям, от просрочки до рентабельности, он выглядит лучше банка-поглотителя.
Перед ТКБ стоят задачи, схожие со стратегией ВТБ. Во-первых, отвязаться от материнской РЖД, став полноценным универсальным диверсифицированным банком. Во-вторых, развить розничный бизнес — и для этого была нанята команда из «Русского Стандарта». В-третьих, сформировать инвестиционный бизнес из инвесткомпании «ТКБ капитал», управляющей компании «КИТ фортис» и брокерской компании «КИТ финанс». Для реализации новой стратегии в 2009 году в банк пришло новое руководство с собственными амбициями. И у всякого здравомыслящего человека на его месте возникнут сомнения: а стоит ли продавать бизнес конкурентам.
Однако «Транскредитбанку» сделано предложение, «от которого нельзя отказаться». Правительство заинтересовано в имитации конкуренции между Сбербанком и ВТБ. Министр финансов Алексей Кудрин успел заявить, что он «нормально» относится к покупке «Транскредитбанка». Можно быть уверенным, что в роли председателя совета директоров ВТБ министр приложит все усилия, чтобы сделка состоялась.
Неловкие вопросы — например, что нужно нашему обществу и что нужно банковскому регулятору для поддержания финансовой стабильности, — при одобрении таких сделок никогда не ставились. ВТБ медленно, но упорно превращается в банк «too big to fail». И недалек тот час, когда хвост будет крутить собакой. Власти со свойственной им близорукостью не хотят этого замечать. Ведь они готовят площадку для будущих пенсионеров из правительства, берегут и лелеют орудие реализации политических задач в экономике, сохраняют казенное влияние на банковском рынке. О последствиях мало кто думает.
Никто не говорит о том, что непредсказуемыми эффектами поглощения (в том, что они будут, не стоит сомневаться) можно оправдать срыв выполнения целевых ориентиров стратегии 2010—2013 гг. А оценить прежнюю эффективность руководства ВТБ вообще будет невозможно. Когда остатки «Транскредитбанка» переварятся, можно прикупить еще какой-нибудь «Россельхозбанк» и скрыть результаты прежней деятельности. Выписать себе бонусов, обратить опционы в деньги и уйти на заслуженной отдых с государевыми наградами. О том, что бонусы и опционы были получены на стоимости, к умножению которой не приложены реальные усилия, а только «благословение» министра финансов, мало кто вспомнит.
млн руб. на 1.06.2010
Финансовый показатель | Банк ВТБ | Транскредитбанк |
Активы | 2 568 870 | 331 060 |
Корпоративные кредиты | 1 461 366 | 126 069 |
Кредиты населению | 46 | 54 316 |
Просроченные кредиты | 104 457 | 7 068 |
Просроченные кредиты, % портфеля | 7,10% | 3,90% |
Собственный капитал | 597 142 | 21 840 |
Рыночная капитализация | 810 690 | — |
Мультипликатор стоимости | 1,36 | — |
Рентабельность капитала, % | 14% | 25% |
Численность сотрудников, чел. | 9 475 | 6 521 |
Точки продаж | 138 | 284 |
Контролирующий собственник | Росимущество | ОАО «РЖД» |
Сергей МОИСЕЕВ