Планы второго по размерам госбанка ВТБ по приобретению Транскредитбанка, основным акционером которого является РЖД, вышли из плоскости догадок и предположений. В частности, официальный комментарий по поводу возможной сделки сделал глава Минфина Алексей Кудрин, который заявил, что «нормально относится» к этой идее. Эксперты утверждают, что если стороны сумеют договориться о цене, слияние состоится.
По словам министра финансов Алексея Кудрина, если банку ВТБ удастся договориться о приобретении Транскредитбанка, то второй по размерам госбанк получит крупного клиента. «Это банк, который обслуживает много отделений железной дороги, кредитует железную дорогу. Это приобретение бизнеса»,— цитирует заявление Кудрина агентство «Интерфакс».
Глава Минфина Алексей Кудрин «нормально» воспринял идеи Андрея Костина.
Глава Минфина подчеркнул, что он «нормально относится» к возможности покупки Транскредитбанка. «У ВТБ есть свои планы в рамках стратеги по расширению деятельности в разных направлениях»,— добавил вице-премьер.
Ранее РИА «Новости» сообщало на источник, близкий к ТКБ, о том, что ВТБ ведет переговоры о покупке опорного банка РЖД- Транскредитбанка (ТКБ). Тем не менее даже после недвусмысленных высказываний Алексея Кудрина и в ВТБ, и в ТКБ уверили корреспондента GZT, что этот вопрос не комментируют. «Пока акционеры не готовы озвучивать свою официальную позицию»,— пояснили в одном из банков.
Масштабная стратегия
Глава ВТБ Андрей Костин приценивается в Транскредитбанку. Фото: Артем Житенев
Приобретение ТКБ вполне вписывается в новую стратегию банка ВТБ до 2013 года. В частности, в интервью американскому изданию The Wall Street Journal глава ВТБ Андрей Костин отмечал, что он не исключает поглощения розничного банка. «Мы открыты новым идеям. Но проблем состоит в том, что разрыв между ВТБ и остальным банковским сектором растет. Приобретение нередко оборачивается множеством проблем- различие в структуре, другой менеджмент, корпоративная культура, даже IT-платформы»,— обозначил основные препятствия Костин.
Ранее президент ТКБ Юрий Новожилов в интервью «Ведомостям» рассказывал, что основной целью стратегии банка является «универсализация и диверсификация его работы». В связи с этим перед банком стоит задача уменьшить зависимость от бизнеса основного акционера- ОАО «Российские железные дороги».
Опорный банк РЖД
Транскредитбанк создан в ноябре 1992 года. Его основными акционерами являются: РЖД (54,4%), юридические и физические лица- почти 1%. В номинальном держании у ЗАО «Депозитарно-Клиринговая Компания» 39,6%, ЗАО «Национальный депозитарный центр»— 3,8%, самого Транскредитбанка- почти 1,2%. ТКБ входит в число 20 крупнейших банков по размеру активов (более 330 млрд рублей по состоянию на 01.06.2010). Совокупный капитал банка по состоянию на 01.06.2010 оценивался в 35 млрд рублей, рентабельность капитала за первые пять месяцев составила более 15%.
«Приобретение ТКБ укладывается в озвученную ВТБ стратегию в части экспансии, в части лучшего присутствия на рынке розницы и роста выше, чем темпы роста сектора»,— отмечает аналитик по банковскому сектору компании «Тройка Диалог» Ольга Веселова. По оценкам аналитика ФК «Уралсиб» Леонида Слипченко, имея такого крупного клиента как РЖД, ВТБ получит некоторую синергию между корпоративным и розничным кредитованием, плюс у ТКБ достаточно крупная розничная сеть. В свою очередь, ТКБ получит доступ к дешевому фондированию и к капиталу.
Ольга Веселова уточнила, что у ТКБ порядка 275 отделений, 2 тыс. банкоматов, 2,7 тыс, POS-терминалов. Аналитик считает, что покупка опорного банка РЖД «сравнительно материальна для ВТБ». «Баланс ТКБ это
Согласно стратегии банка ВТБ до 2013 года, объем розничных кредитов должен увеличиться в 2,5 раза, а это составляет порядка 40% в год. Рост количества отделений запланирован на 40%, с 476 до 630—715. При этом повышение эффективности работы должно составить 50%.
Другие мотивы усматривает начальник управления клиентских отношений и маркетинга ИФК «Солид» Александр Орехов. Он не исключает, что решение имеет некую политическую подоплеку. «Рыночной необходимости в такой покупке я не вижу. У ВТБ хорошо развита собственная структура, и филиальная сеть и сеть допофисов, поэтому какого принципиального прорыва в бизнесе или рыночной выгоды он добьется покупкой Транскредитбанка- непонятно»,— отмечает эксперт.
«Для железнодорожной монополии Транскредитбанк является непрофильным активом. РЖД не хватает средств для реализации своей инвестиционной программы в полном объеме, поэтому продажа Траснкредитбанка вполне закономерна»,— комментирует эксперт департамента оценки «2К Аудит- Деловые консультации» Ирина Воробьева.
«На уровне главных акционеров обоих банков вполне может существовать решение по избавлению РЖД от непрофильных активов, которые ее только тяготят»,— соглашается Александр Орехов.
Ключевой вопрос
Возможно, одна из причин нежелания ТКБ и ВТБ раскрывать свои планы заключается в том, что пока не удалось договориться о параметрах сделки. «ВТБ вряд ли захочет дорого покупать»,— считает Леонид Слипченко из «Уралсиба». По его предположениям, цена может составить 1,3—1,5 капитала, или порядка 35—39 млрд рублей. Схожие оценки у Ирины Воробьевой, которая полагает, что покупка контрольного пакета акций Транскредитбанка может обойтись ВТБ в сумму 30—35 млрд рублей.
Вместе с тем в интервью «Ведомостям» президент «Транскредитбанка» заявлял, что «справедливая стоимость» ТКБ оценивается в 2—2,5 капитала. Соответственно, весь банк оценивается в 60 млрд рублей.
«Вопрос цены станет ключевым, но какой она будет на данный момент, очень сложно оценить»,— уверяет Ольга Веселова.
Наталья ГОВОРОВА