Согласно оценкам Института экономической политики им. Егора Гайдара (бывший ИЭПП), к концу 2009 года ВВП РФ составил 102,6% от ВВП РСФСР 1990 года. В 2008 году новая Россия выглядела лучше (111,1%), но кризис опять отбросил ее к советскому уровню.
Конечно, народное хозяйство СССР имело множество перекосов по сравнению с аналогичными по величине экономиками других стран: маленький сектор услуг, чрезмерно развитый ВПК и дефицит товаров народного потребления, отсутствие фондового и валютного рынков, жесткий валютный курс и др.
«Недоразвитые» сектора бурно развивались: например, оборот розничной торговли в 2009 году был в 2,11 раза больше советского. Промышленность, наоборот, деградировала, что и неудивительно, поскольку денег в ветшающую советскую инфраструктуру порой вкладывалось ровно столько, чтобы не дать ей умереть. В прошлом году инвестиции в основной капитал составили чуть больше половины от советского уровня, а в худшие годы — пятую часть от уровня РСФСР 1990 года. Если сокращение промышленности в середине «нулевых» иногда трактовалось как переход России к постиндустриальной экономике, то теперь даже в флагмане постиндустриальной экономики, США, приходят к выводу, что с отказом от собственного производства они поторопились.
Впрочем, сравнение ВВП РФ и РСФСР с точностью до процентов вряд ли имеет смысл. Слишком уж неточны подобные оценки. Во-первых, определенную трудность вызывает пересчет рублей в доллары: курс в 61 копейку за единицу валюты США был явно искусственным. Во-вторых, кроме разницы в структуре экономики по отраслям была и большая разница в структуре ВВП по использованию. Так, уровень валового накопления капитала снизился с советских времен с 37% до 20% — уровня большинства развитых стран. Сверхвысокий уровень накопления капитала был вызван особенностями плановой экономики, в духе советской шутки о том, что мы делаем экскаваторы, чтобы добывать руду, чтобы делать экскаваторы, которые добывают руду. Соответственно, уровень конечного потребления домохозяйств в советское время был заметно ниже: 42% против 49% сейчас.
Когда российский ВВП подходил к советской планке, министр экономразвития Герман Греф заметил, что сравнивать эти два ВВП нельзя, поскольку сейчас создается «новое качество добавочной стоимости, которого в истории страны еще не было».
Действительно, скажем, телевизоры, учитывавшиеся в ВВП советской России, и те, что покупают сейчас, — это совершенно разные телевизоры. Но и портрет тех, кто их покупают, сильно изменился. Так, за прошедшие двадцать лет неплохо выросли реальные располагаемые денежные доходы. В среднем, в новой России население почти на треть состоятельнее, чем в советской. Правда, и неравенство в распределении доходов выросло в 2 раза. Если коэффициент фондов (соотношение доходов 10% богатейших и 10% беднейших граждан) в 1992 году составлял 8 раз, то в 2008-м — 16,9.
Николай ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ