Министры экономики и финансов стран ЕС сегодня примут постановление о вступлении Эстонии в еврозону и решение об обменном курсе эстонской кроны на евро. В результате перехода Эстонии к евро российский бизнес получит упрощенный доступ к кредитованию за счет снижения ставок, заявил в интервью
С 1 января 2011 года Эстония перейдет на европейскую валюту, став 17-й страной еврозоны. В Таллине уверены: у Европейского центробанка и других стран — членов ЕС нет никаких оснований менять действующий обменный курс евро и кроны.
«Курс кроны как был жестко привязан к евро, а до этого к немецкой марке, так и останется привязан, вплоть до перехода на евро», — считает заведующий Центром политической интеграции Института Европы РАН Николай Кавешников.
В еврозону Эстонию привели балтийская педантичность и горячее стремление стать полноценным членом ЕС. Таллин соблюдал правила гораздо жестче иных стран зоны евро. За что теперь ждет награды в качестве доступа к кредитным ресурсам, притока инвестиций и резкого повышения рейтингов надежности. Кроме того, новый игрок станет символом крепости самой еврозоны, уверены некоторые аналитики. Другие, напротив, считают, что Евросоюз сильно рискует получить еще одну Грецию.
«Чем меньше будет спонсировать Евросоюз Эстонию, тем больше будет расти недовольство населения, — прогнозирует главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. — Экономика Эстонии, конечно, может в ближайшие годы сделать резкий скачок за счет притока инвестиций, к примеру, тех же пособий для структурных реформ, но в целом структурная экономика слаба».
По уровню падения экономики Эстония — вторая в ЕС. Между Литвой и Грецией. В первом квартале ВВП Эстонии сократился на 2% по сравнению с четвертым кварталом прошлого года. Вдвое быстрее, чем в еврозоне, растет инфляция. Что при высоком уровне безработицы и замороженных зарплатах может привести к снижению оборота.
«Те связи, за счет которых она может расти, допустим, за счет создания транспортного коридора с Россией, за счет получения от России дешевых источников сырья, чтобы создавать какую-то свою базу для экономики, — все это отпадет, и Эстония станет некой периферийной дотируемой страной Евросоюза», — предсказывает Александр Осин.
Впрочем, судя по публикациям эстонских СМИ, Россия больше, чем кто бы то ни было, верит в экономический успех Таллина. Об этом говорит активно скупаемая эстонская недвижимость — от жилых домов до исторических усадеб и даже государственных зданий. Правда, по мнению экспертов, за этим кроется не тайное всезнание большого соседа, а банальный эффект низкой цены.
Анна РЫЖОВА