Зарубежные автомобильные компании под впечатлением от бурного роста автокредитования в России пытаются расширить свое влияние здесь, создавая банковские учреждения. Вчера стало известно о том, что немецкий концерн BMW собирается открыть банк в России. Такие же планы у компании DaimlerChrysler, одного из крупнейших конкурентов BMW. Кроме того, в марте этого года японская Toyota объявила о намерении создать здесь собственный банк. По мнению некоторых участников рынка, если эти идеи осуществятся, отечественные банки, сделавшие ставку на автокредитование, могут не выдержать конкуренции с «дочками» зарубежных автогигантов.
«Россия для BMW очень важный рынок, — заявил официальный представитель компании Майкл Ребсток. — Политика концерна предусматривает, чтобы на рынках, которые для нас важны и на которых мы видим потенциал роста, присутствовали и подразделения, оказывающие финансовые услуги. Это очень хороший инструмент поддержки основного бизнеса — продажи машин».
Пока баварский концерн продает автомобили в кредит с помощью своих дилеров и крупных российских банков. Например, «Уралсиб» и МДМ-банк предлагают программы по приобретению машин в кредит на льготных условиях совместно с компанией-дилером «Артекс». Международный московский банк предлагает специальную программу через другого официального дилера BMW — компанию «Азимут СП». Кроме того, BMW работает с Райффайзенбанком, который намерен продолжить сотрудничество и после того, как автомобильный концерн откроет собственный банк. «Обслуживание клиентов, которые взяли кредит на покупку автомобиля, продолжится, а возможность перекредитования будет зависеть от того, предложит ли новый банк услугу по рефинансированию кредита», — говорит менеджер банка.
Toyota намерена опередить DaimlerChrysler и BMW, став первым автопроизводителем, который откроет в России свой банк. Об этом президент компании Томоаки Ниситани заявлял еще в марте на Женевском автосалоне. Глава Toyota не уточнил, какие условия кредитования Тойота-банк предложит российским клиентам, подчеркнув лишь, что они будут более привлекательными по сравнению с условиями универсальных розничных банков. Сейчас процентные ставки по автокредитам в основном превышают 10% годовых в рублях. В среднем по рынку это 12—13%, а в долларах и евро — около 10% годовых. Есть специальные программы по покупке автомобилей марки Ford под 4,9% годовых и Audi под 5% годовых, которые субсидируются компаниями-импортерами.
По мнению экспертов, выйдя на рынок автокредитования, иностранные компании существенно улучшат свои позиции в России. А льготные условия кредитования позволят им составить серьезную конкуренцию российским банкам, работающим в этом секторе.
«Производители автомобилей вполне могут предложить рынку ставки 6—7% годовых или еще меньше, — предполагает представитель крупного российского банка, активно занимающегося автокредитованием. — А в наших банках минимальная ставка 9%. Даже самые крупные банки, практикующие различные поощрительные меры, едва ли смогут выдержать конкуренцию с такими компаниями». Однако, отмечает собеседник газеты, это произойдет еще не скоро: «Пока BMW, Toyota и другие автогиганты внедрят свои банки на отечественный рынок, пройдет немало времени. Данные операции связаны с различными трудностями, в частности с юридическими, так что наши кредитные организации еще успеют увеличить автокредитный портфель».
Николай КОЧЕЛЯГИН