Вчера стало известно, что до 17 октября совет директоров Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) должен утвердить участие в проекте создания в России первой бюджетной авиакомпании SkyExpress. Партнерами ЕБРР станут российские бизнесмены, чьи имена не раскрываются. Участники рынка уверены, что это владельцы и менеджеры авиакомпании «Красноярские авиалинии». SkyExpress собирается возить пассажиров на 30—40% дешевле конкурентов.
О планах по созданию первой в России низкобюджетной (low-cost) авиакомпании стало известно из сообщения, размещенного на сайте ЕБРР. В нем говорится, что новый перевозчик под названием SkyExpress начнет работу до конца года. Первоначальный капитал компании составит $48 млн, из которых до $20 млн профинансирует ЕБРР. Совет директоров банка должен одобрить проект до 17 октября. Как пояснила Ъ Марина Букалова, гендиректор ЗАО «Небесный экспресс», которое будет работать под брэндом SkyExpress, планируется, что ЕБРР станет одним из совладельцев перевозчика.
Другие акционеры официально не разглашаются. Собеседник Ъ в Ространснадзоре, куда компания несколько месяцев назад обратилась с заявкой на получение свидетельства эксплуатанта, утверждает, что речь идет о структурах частных акционеров авиакомпании «Красноярские авиалинии» («Красэйр») во главе с братьями Борисом и Александром Абрамовичами. Это подтверждает и один из участников рынка. По его словам, в проекте также участвуют иностранные инвестфонды. В «Красэйре» комментировать эту информацию отказались. По неофициальным данным, SkyExpress — продолжение попытки создания при участии «Красэйра» бюджетного перевозчика, которую в 2005 году под брэндом AirNova безуспешно предпринимали американские фонды Indigo Partners и TPG.
По словам госпожи Букаловой, бизнес-план SkyExpress рассчитан на пять с половиной лет. К этому времени парк ее самолетов должен состоять из 44 среднемагистральных Boeing 737—300/500 1995—1997 года выпуска, взятых в лизинг (первые три машины придут в Россию осенью). Самолеты будут летать из Внуково по внутренним маршрутам, цена билетов планируется в среднем на 30—40% ниже, чем у конкурентов. «Мы рассчитываем достичь экономии за счет эффективной внутренней структуры управления, автоматизации производственных процессов, использования технологий электронного билета и интенсивного использования парка»,— сообщила Ъ Марина Букалова.
SkyExpress — уже второй проект низкобюджетной авиакомпании в России. В феврале о планах создания до конца года такого перевозчика рассказывала Национальная резервная корпорация (НРК) депутата Госдумы Александра Лебедева. Более подробно информацию о проекте в НРК до сих пор не раскрывают. Между тем участники рынка сомневаются в перспективности подобной модели в России. «Я не вижу предпосылок для реализации классической модели low-cost перевозок в России,— говорит председатель редакционного совета журнала Авиатранспортное обозрение Алексей Комаров.— Можно сэкономить за счет молодого парка воздушных судов и небольших затрат на их техобслуживание, но применительно к подержанным Boeing 737 это не сработает. Можно — за счет высокой интенсивности использования флота, но для этого нужно вставать на направления Москва-Петербург, Москва-Сочи. Можно — на персонале, но переученные на иностранные самолеты специалисты со знанием английского требуют хорошей оплаты».
Другой участник рынка, пожелавший остаться неназванным, напоминает, что в России до сих пор законодательно не урегулирована возможность использования электронного билета, предполагающая экономию на бланках. Большинство же традиционных перевозчиков, конкурируя друг с другом на новых для себя направлениях, серьезно демпингуют, а стоимость билетов в среднем по отрасли не столь высока, чтобы противопоставить ей низкобюджетную перевозку. По мнению собеседника Ъ, скорее всего, в конце концов SkyExpress будет летать примерно по тем же ценам, что и другие участники рынка. А концепция low-cost станет для перевозчика просто элементом рекламной кампании.
Сергей РЫЖКИН