Закон об инсайде после 10 лет обсуждений и доработок наконец принят парламентом РФ. Чиновники говорят, что Россия таким образом сделала шаг в цивилизованный мир, а участники рынка, осторожно приветствуя изменения, указывают на более серьезные барьеры для притока иностранных инвестиций в страну.
«Теперь отношение изменится, и на уровне общего восприятия, когда можно говорить о том, что в России инсайд и манипулирование тоже регулируется, и на более формальном уровне у нас появились признаки организованного и регулируемого рынка», — сказал Рейтер глава Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов.
«Принятие этого законопроекта для нас — это дверь в цивилизованный регулируемый рынок в восприятии международных регуляторов».
Закон принят с трехлетним мораторием на уголовную ответственность за инсайд, смущавшую российских участников рынка.
До принятия закона у ФСФР не было оснований обвинять кого бы то ни было в инсайде. Несколько проверок признаков манипулирования ценами на рынке акций закончились незначительными штрафами.
Кроме того, отсутствие закона об инсайде затрудняло интеграцию российского рынка в мировую финансовую систему.
«Отсутствие этого закона часто мешало нам доказывать на международном уровне, что мы не менее цивилизованный и регулируемый рынок, чем рынки развитых стран. По этим причинам нам тяжело приходилось в дискуссиях с мировыми регуляторами, когда мы предлагали им заключение двухсторонних договоров о сотрудничестве и обмене информацией», — сказал Миловидов.
Участники рынка говорят, что иностранцам станет комфортнее на российском рынке, но фундаментальные проблемы закон не устраняет.
«Противодействие манипулированию и инсайду делают ценообразование на рынке справедливым, это должны позитивно оценить инвесторы», — сказал Рейтер глава ассоциации брокеров и участников рынка НАУФОР Алексей Тимофеев.
«Институциональные реформы, безусловно, будут содействовать притоку инвестиций, но необходимы более фундаментальные изменения структуры экономики… Российский рынок отражает сырьевую зависимость. Интерес к нему полностью определяется аппетитом к сырьевым активам», — сказал он.
Инвесторы традиционно жалуются на отсутствие гарантий собственности и независимых судов в России, масштабную коррупцию, неполное раскрытие информации, агрессивный надзор и налогообложение и другие структурные проблемы. Власти признают проблемы, но ограничиваются декларациями и полумерами.
Елена ФАБРИЧНАЯ