Доля кредитных продаж машин и бытовой техники в 2010 г. у некоторых продавцов побила докризисный рекорд, а у других подбирается к показателям середины 2008 г. Объяснения тому — растущая лояльность банков к заемщикам и готовность самих россиян брать кредиты.
В розничном подразделении «Рольфа» доля продаваемых в кредит машин уже несколько месяцев держится на уровне выше докризисного, рассказал «Ведомостям» исполнительный директор «Рольф финанс» Виталий Павловский. До кризиса этот показатель составлял 29—30%, а по итогам июня достиг 34%, сообщил он. Большую роль в этом сыграли специальные кредитные продукты с субсидируемой ставкой — как государственные, так и предлагаемые автопроизводителями. Бренды, для которых существуют и активно рекламируются кредитные программы, продают в кредит гораздо большую долю автомобилей, чем их конкуренты, продолжает Павловский.
Например, доля кредитных продаж марки Skoda в салонах «Рольфа» составляет 48%, Renault — 42%, Ford — 39%. А то, что многие банки готовы принимать в качестве первого взноса утилизационный сертификат, открывает новые возможности тем людям, которые раньше и не задумывались о покупке иномарки, считает Павловский. Как показал опрос банков и дилеров, утилизационные сертификаты в качестве первого взноса за автомобиль берут Сбербанк, Газпромбанк, «Юникредит», «ВТБ 24», «Русфинанс», «ОТП банк» и «КредитЕвропа банк».
«Тойота банк» в 2010 г. тоже выдал рекордное количество кредитов: число заявок от потенциальных заемщиков по сравнению с 2009 г. выросло в 3 раза, говорит президент «Тойота банка» Александр Колошенко. В целом в кредит продается сейчас около 30% автомобилей Toyota и Lexus, и примерно половина из этого объема приходится на кредиты, выданные «Тойота банком».
У «Автомира», крупнейшего российского дилера по числу проданных автомобилей, доля кредитных продаж в июле (35%) уже значительно превысила уровень годичной давности (25%), но пока не дотянула до докризисного показателя 2008 г. (45%), рассказал руководитель управления компании по страхованию и кредитованию Иван Романов. Но положительная динамика сохраняется, отмечает он. Этому способствует и резко возросшая активность банков: если летом 2009 г. на рынке автокредитования были заметны всего 4—5 финансовых организаций, то сейчас число активных участников выросло до 30—40, объясняет Романов. Соответственно, банки предлагают все более выгодные условия для заемщиков: по сравнению с началом года средний размер первого взноса (без учета спецпрограмм) снижен с 30 до 20%, а размер ставки сократился на 2—3 процентных пункта до 14—16% годовых в рублях, продолжает он. И, самое главное, сейчас 90% потенциальных покупателей, собирающихся получить кредит, его получают. Еще несколько месяцев назад процент отказов был значительно выше, отмечает Романов.
В компании «Эльдорадо» еще в апреле никто не верил, что доля кредитных продаж в этом году может восстановиться до докризисного уровня, но сейчас ситуация близка к этому, говорит Сергей Павлов, PR-директор компании.
В 2008 г. продажи в кредит давали сети около 30% выручки и этот показатель был лучшим на рынке, уверяет он. Растущий спрос на кредиты он связывает с программой «0-0-24», по которой можно приобрести товар в рассрочку на 24 месяца без переплаты и первого взноса (сеть компенсирует покупателю сумму процентной ставки, предоставляя скидку на товар). «Успех акции, проводимой «Эльдорадо» и «Хоум кредит энд финанс банком», превзошел все наши ожидания», — радуется он.
Рост продаж в кредит поддерживается отложенным спросом — покупатели психологически устали экономить — и желанием самих банков давать кредиты, готовностью ритейлеров предлагать покупателям особо выгодные условия по кредитам, говорит представитель «М. видео»Надежда Киселева. Средняя доля кредитных продаж в сети достигла докризисных 19—20% и продолжает расти. «Это наша комфортная зона, у целевой аудитории «М. видео» потребность покупать товары в кредит традиционно была невысокой», — говорит она. В «ОТП банке» объем выдачи потребительских кредитов в июне был на 30% выше, чем в соответствующем месяце 2008 г., рассказывает директор дирекции потребительского кредитования банка Аскер Еникеев. Это связано с ростом бизнеса банка (в 2008 г. он занимал 12% на рынке потребительского кредитования, а в этом — более 20%) и с ростом самого рынка, продолжает Еникеев.
По его оценке, в целом по стране торговые сети еще не достигли докризисного уровня продаж в кредит, который в 2008 г. составлял 20—30%, а сейчас колеблется в пределах 13—20%. Но в крупных сетях, запустивших совместные программы с банками на очень привлекательных для покупателей условиях, доля продаж в кредит может быстро достигнуть и 70%, продолжает он. С одной стороны, банки стали лояльнее подходить к выдаче кредитов, а с другой — потенциальные заемщики почувствовали стабильность своего финансового положения и готовы заключить договор с банком, считает Еникеев.
Вопрос предоплаты
Директор по маркетингу крупнейшего новосибирского дилера — «СЛК-моторс» Ирина Кичкайло называет еще одну причину того, что кредитные продажи в компании достигли докризисного уровня в 20—30%: дефицит автомобилей. В начале года склады дилеров пустовали, клиенты при заказе автомобилей вносили лишь предоплату и получали одобрение банка на выдачу кредита, а сейчас после доставки автомобилей они и оформляют кредиты.
Елена ВИНОГРАДОВА, Юлия ДРОКОВА