Барклайс-банк обнародовал планы по своему розничному бизнесу, развивать который было решено в прошлом году. Стратегия розничного развития банка разработана под руководством бывшего финансового директора ВТБ Николая Цехомского, осенью возглавившего Барклайс-банк. Основную ставку банк делает на ипотеку — уже на следующей неделе Барклайс-банк запускает ипотечное кредитование для состоятельных клиентов в Москве и Санкт-Петербурге.
Совет директоров Барклайс-банка принял стратегию розничного развития, сообщил вчера предправления банка Николай Цехомский. Решение развивать на российском рынке розницу было принято группой «Барклайс» в конце 2009 года, когда Николай Цехомский, бывший финансовый директор ВТБ, возглавил Барклайс-банк. Стратегия подразумевает рост розничного кредитного портфеля с нынешних 2 млрд руб. до 50—75 млрд руб. к 2014 году. Для сравнения: розничный портфель Альфа-банка — около 70 млрд руб.
Рост розничного портфеля должен произойти за счет ипотеки — с 19 июля Барклайс-банк начинает выдавать ипотечные кредиты в Москве и Санкт-Петербурге. Планируется, что к 2014 году доля ипотеки в розничном портфеле банка составит около 50%. «Ипотека — это якорный продукт, позволяющий продвигать другие продукты банка — депозиты, потребительские кредиты»,— полагает Николай Цехомский. Ставки составят 12,3—12,75%. В случае отказа клиента от страхования жизни и титула, ставка увеличится на три процентных пункта. Это не самые лучшие условия. «Ориентиром по стоимости ипотеки сейчас являются ставки Сбербанка, это 10,5—14,75%»,— говорит управляющий партнер аналитического агентства Frank Research Group Юрий Грибанов. Барклайс-банк со ставками 12,3% «вписывается в рынок», отмечает он, но ставка выше 15% — «это уже неконкурентное предложение».
Барклайс-банк собирается развивать розничное кредитование для состоятельных клиентов. К таковым в банке относят граждан с доходами от 50 тыс. руб. в месяц на каждого члена семьи. Их, по оценке банка, в Москве и Санкт-Петербурге около 4 млн человек. К 2014 году Барклайс-банк планирует привлечь 5% от этих 4 млн, то есть 200 тыс. человек. Сейчас у банка 350 тыс. розничных клиентов.
В большинстве банков, работающих в премиум-сегменте, «входной билет» выше, чем у Барклайс-банка. В Ситибанке это уровень доходов в $7—10 тыс., в альфа-банковском «А-Клубе» — от $250 тыс. на текущих и сберегательных счетах или от $1 млн на депозите. При этом всего в «А-Клубе» сейчас 1500 таких клиентов. «Но этот рынок перспективен»,— отмечает начальник управления по работе с ВИП-клиентами Альфа-банка Елена Лисицына. С ней согласен глава розничного бизнеса Ситибанка в России Баскар Катт. «В 2009
Барклайс-банк намерен сфокусироваться в Москве и Санкт-Петербурге, запланировано «закрыть или продать 18 отделений», пояснил господин Цехомский. 14 отделений из них уже продано банку «Ренессанс Кредит» (см. «Ъ» от 31 мая), еще четыре региональных отделения в стадии закрытия. У Барклайс-банка останется десять офисов в Москве и три — в Санкт-Петербурге.
Эксперты сомневаются, что такое сочетание — узкая сеть и ставка на ипотеку для состоятельных клиентов — позволит Барклайс-банку увеличить портфель в 25 раз. В большинстве банков, работающих в премиальном сегменте, вообще не считают ипотеку востребованным этой категорией клиентов продуктом. В Ситибанке ипотеки нет вообще. В Альфа-банке «не считают, что ипотека — это продукт первой необходимости, который нужен этим клиентам», говорит Елена Лисицына. Впрочем, в HSBC, работающем преимущественно в премиум-сегменте, также собираются осенью запустить ипотеку. «Сейчас объем ипотечного рынка $33 млрд, а в течение пяти лет он достигнет $250 млрд»,— считает глава розничного бизнеса HSBC в России Йохан Секор.
Наталия БИЯНОВА