Снова и снова мы слышим мрачные прогнозы насчет России и ее места среди стран БРИК. И для инвесторов это отличные новости.
Среди нас вряд ли есть гении, способные постоянно переигрывать рациональный, равновесный рынок ценных бумаг, так что мы не следуем за толпой, а ищем возможность сорвать куш, если
Непрофессионалу простительно считать российские рынки гиблым местом, однако российская биржевая статистика способна удивить даже экспертов. Хотя в 1998 году Россию списали со счетов как банкрота, в течение следующего десятилетия доходность российских долгосрочных еврооблигаций выросла в 20 раз, почти сравнявшись с акциями. За это время российский фондовый рынок вырос на 2500%, оставляя далеко позади страны со сходными параметрами развития.
После этого российские рынки сильно штормило, однако, вслед за массовым сбросом ценных бумаг во время мирового финансового кризиса Россия снова воспряла. Главный биржевой барометр России — индекс РТС — за минувший год поднялся на 63% , обогнав индексы прочих стран-членов БРИК: бразильский индекс вырос на 30%, индийский — на 29%, а китайский снизился на 21%.
История на этом не кончается. Россия вновь стала одним из самых дешевых развивающихся рынков, как будто вернувшись в начало 2000-х годов. Опытные инвесторы считают, что скоро все изменится: в этом году Россия опередила партнеров по БРИК по притоку капитала.
Волшебная палочка Кремля
Конечно, в России немало проблем с коррупцией, защитой собственности, работой органов власти, но в этом она не одинока. Возьмем, к примеру, защиту собственности: да, напрасно BP ввязалась в имущественные споры с российскими партнерами, но Кремль взмахнул волшебной палочкой, и — алле-гоп! — все разом помирились. Британская нефтяная компания продолжает получать щедрую прибыль от вложений в ТНК-BP, ставшей для нее сделкой века.
В случае с аварией в Мексиканском заливе BP не повезло, хотя компания сочла, что прорехи в американском законодательстве позволят ей свести сумму компенсаций к $75 млн. После взрыва на недавно введенной в строй буровой платформе BP американское правительство задним числом отменило правила без намека на судебное постановление или возможности регрессных требований. Нефтяной гигант согнулся под тяжестью обязательств, не видя им ни конца, ни края. Вашингтон потребовал создать резервный фонд компенсаций в $20 млрд, «заморозив» продажи активов. Хуже всего то, что в страхе перед Вашингтоном концерн покорился этим требованиям, даже не попытавшись бороться. Представьте себе, какую шумиху раздули бы из этого газеты, если бы дело происходило в России!
Вернемся к российской фондовой бирже. Итак, почему на РТС коэффициент цена/чистая прибыль (отношение рыночной цены акции к прогнозируемой в текущем году прибыли из расчета на одну акцию) равен приблизительно шести? Помимо пессимистических публикаций западной прессы, столь низкий показатель можно объяснить тремя причинами.
Во-первых, рынок все еще не может опомниться после спада в период мирового финансового кризиса в 2008 году,
Во-вторых, на РТС в основном представлены крупные нефтяные компании плюс пара госмонополий. Как всякий крупный нефтяной экспортер от Норвегии до Венесуэлы, Россия решила, что природные богатства должны принадлежать государству. Минфин получает львиную долю доходов от экспорта нефти, в то время как нефтяным концернам остается следовать примеру энергетических компаний: когда нефть дорожает, они получают умеренную прибыль, но не выше определенной планки.
Достойные вложения
Покупать акции государственных монополий — таких, как «Газпром» или «Транснефть», — все равно что обзаводиться акциями министерства образования. Вложения весьма достойные, но не думайте, что в число приоритетных задач этих компаний входит извлечение прибыли инвесторами.
Как ни странно, все, кто вложил деньги в диверсифицированный портфель российских ценных бумаг, исключив из него нефтяные «голубые фишки» и акции госмонополий, в этом году неплохо подзаработали.
В-третьих, в России понятие «акции с высоким бета-коэффициентом» заиграло новыми гранями, и объясняется это всем чем угодно, только не успехами российской экономики: терпимым отношением международных инвесторов к рискам, огромными долгами европейских стран и опасениями по поводу темпов экономического роста в Китае. До тех пор, пока мировые рынки страшатся дефолта госдолга в странах «Большой семерки», игра на российской бирже стоит свеч.
К счастью, рынок облигаций спокойнее фондовых рынков. Российские кредитно-дефолтные свопы пользуются большим спросом, чем свопы некоторых членов Евросоюза и полдюжины американских штатов. Облигации крупнейших российских банков продаются лучше, чем облигации некоторых их европейских конкурентов.
Рыночный разрыв
Российские рынки — не для слабонервных и не для тех, кто не умеет ждать. Финансовые рынки, в конце концов, всегда восстанавливают связь с реальной экономикой, и разрыв между «Большой семеркой» и развивающимися странами существует на самом деле. Но до сих пор подобный разрыв касался именно экономики, а не финансовых рынков. И Россия здесь не является исключением: рост ее ВВП составляет порядка 5%, что уступает показателям Китая и Аргентины — эталонных стран с точки зрения сторонников свободного рынка, но прекрасно по западным меркам. Прибавьте отсутствие крупной внешней задолженности, и повышение рейтинга уже не за горами.
Российские рынки стали жертвами моды, и сейчас они дешевые и немодные. Вы можете купить российские бумаги прямо сейчас — или же подождать, пока они снова войдут в моду. Вот тогда-то я их вам и продам.
Эрик КАУС, специальный советник по глобальным рынкам ФК «Открытие»