Статистика Росстата, свидетельствующая о росте ключевых показателей отечественной экономики, вселила в чиновников оптимизм. Как заявила вчера глава Минэкономразвития (МЭР) Эльвира Набиуллина, уже в августе годовой прогноз по росту ВВП будет повышен. Насколько именно, пока неизвестно, но эксперты уверены, что нынешние 4% будут изменены на 4,5—5%. Впрочем, особых оснований для этого пока не имеется.
«Мы пока не пересматривали прогноз, но такая вероятность есть», — заявила вчера в Екатеринбурге Набиуллина. Она уточнила, что параметры роста валового внутреннего продукта планируется пересмотреть к концу августа. «Мы дадим новый вариант прогноза, — отметила она. — Мы надеемся, что в лучшую сторону, потому что экономика в принципе развивается неплохо».
Со своей стороны, отметим, что оптимизм по этому поводу испытывают не только российские власти, но и западные финансовые институты. В частности, Всемирный банк в июне этого года скорректировал свой прогноз роста российского ВВП. С одной стороны, его же мартовские предположения — рост на уровне 5—5,5% были снижены, с другой — 4,5% это тоже неплохо, учитывая, что консервативная оценка правительства была 3,1%. При этом Международный валютный фонд (МВФ) совсем недавно собственный прогноз роста ВВП России повысил — с 4% до 4,25%.
Впрочем, все это далеко от китайских темпов, которые, несмотря на усилия партии и правительства по их снижению, продолжают расти. Как заявил вчера официальный представитель Государственного статистического управления КНР Шэн Лайюнь, за первые шесть месяцев этого года ВВП КНР в годовом исчислении вырос на 11,1% и достиг 17 трлн. 284 млрд. юаней — 2,543 трлн. долл.
Темпы роста ВВП по сравнению с тем же периодом 2009 года увеличились на 3,7 процентных пункта. При этом рост промышленного производства в стране составил 13,2%, сельского хозяйства — 3,6%, сферы услуг — 9,6%. «В первом полугодии все регионы и ведомства страны продолжили выполнение указаний ЦК КПК и Госсовета КНР и реализацию пакета антикризисных мер», — сказал чиновник на брифинге в пресс-канцелярии Госсовета КНР.
По мнению директора департамента стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, наши официальные прогнозы строятся исходя из инерционных тенденций, наблюдаемых в экономике. «Власти считают, что оживление экономики видно невооруженным глазом, а потому вполне можно пересмотреть и запланированные показатели, — отмечает он. — Скажем, Росстат зафиксировал в феврале рост промышленного производства на 1,9%, а затем, поменяв методику расчетов, объявил, что этот показатель равен 8,4%. Естественно, что, если ключевые показатели находятся на столь высоком уровне, можно взяться и за пересмотр ранее озвученных прогнозов». Поэтому, считает аналитик, не исключено, что с нынешних 4% Минэкономразвития повысит свой прогноз по росту ВВП в этом году и до 5%. Но оснований для этого нет, уверен Николаев. «Если мы строим свои расчеты, исходя из инерционного сценария, то неизвестно, что будет происходить осенью, — поясняет он. — А согласно нашим оценкам, будет снижение экономических показателей. Так что к концу года отечественный ВВП, конечно, вырастет — но всего на 1—2%».
В свою очередь, консультант департамента Due Diligence компании «2К Аудит — Деловые консультации» Андрей Чернявский считает, что МЭР скорее всего повысит прогноз по росту российской экономики до 4,5—5% по итогам 2010 года. И для этого, по его мнению, есть ряд оснований: третий месяц подряд фиксируется рост кредитования, правда, в основном в потребительском, а не промышленном секторе. Но в любом случае процессы кредитования в российской экономике сдвинулись с мертвой точки. Небольшой рост отмечен в промышленном производстве, хотя строительный сектор продолжает падать. Радуют темпы сокращения безработицы, с февраля она сократилась более чем на 15%. «Однако рост российской экономики по-прежнему очень сильно завязан на конъюнктуру мировых сырьевых рынков, — отмечает эксперт. — Стабилизация цен на сырье на довольно высоких уровнях оказывает определяющее воздействие на корректировку прогнозов Минэкономразвития в сторону увеличения роста российского ВВП».
При этом эксперты отмечают, что торможение роста китайской экономики во втором квартале 2010 года до 10,3% после роста в первом на 11,9% в годовом исчислении можно считать позитивным знаком, так как это говорит о том, что китайским властям удалось не допустить перегрева экономики благодаря ограничению денежно-кредитной экспансии.
Китайская экономика и экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в любом случае остаются главными двигателями мировой экономики, особенно на фоне ужесточения бюджетной политики и ограничения госрасходов в развитых странах.
По мнению Николаева, Китай был и есть основной источник мирового спроса, что и для России имеет немаловажное значение. «Но, боюсь, в МЭР особого внимания на китайскую статистику и ее изменение не обращают, а зря, — сокрушается он. — Если бы смотрели на нее внимательнее, то оптимизма было бы меньше».
Сергей КУЛИКОВ