Идею о пожизненном лишении права работать в банковской сфере недобросовестных участников рынка, которую две недели назад публично высказывал Андрей Козлов, решили развивать депутаты Госдумы. Вчера Александр Лебедев объявил о срочной разработке соответствующих поправок и вынесении их на рассмотрение Госдумы. Участники рынка также считают, что банковской системе необходима зачистка. В то же время они сомневаются в правильности выбранных методов.
Как рассказал Ъ Александр Лебедев, поправки будут касаться в первую очередь законов «О противодействии отмыванию…» и «О банках и банковской деятельности». «Полномочия на вынесение запрета занимать посты в банковских кругах должны находиться в руках сотрудников Центрального банка, который занимается и утверждением руководящих кандидатур,— считает депутат.— В настоящее время юристы работают над разработкой документов, которые до конца этой недели будут вынесены на обсуждение в Госдуму».
В настоящее время закон о Банке России признает право ЦБ «устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров, единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера», а также к руководителям филиала кредитной организации. При этом закон «О банках и банковской деятельности» в числе причин несоответствия кандидатов называет отсутствие у них высшего юридического или экономического образования, опыта руководства, а также наличие судимости за экономические преступления и административных правонарушений в области торговли и финансов.
Как пояснил Ъ представитель Банка России, «определенные возможности по тому, чтобы банкиры не мигрировали из банка в банк, у ЦБ есть, но это касается только руководителей, а не менеджеров среднего звена. Поэтому мы выступаем за введение более жестких ограничений на возможность заниматься профессиональной деятельностью однажды злоупотребивших сотрудников кредитной организации».
Коллеги по Думе тоже поддержали инициативу Александра Лебедева. Но, по словам первого заместителя председателя банковского комитета Госдумы Павла Медведева, «дело не в должности руководителя, а в действии. Следует определить, за какие действия сотрудник банка может быть наказан запретом на профессию, а это сделать сложнее всего. Проблема не в том, как наказать, а как понять, какая операция нехорошая».
Идея пожизненного отлучения от профессии нашла отклик и в банковских кругах. В то же время банкиры говорят о необходимости детализировать критерии, по которым будут определяться нарушители. «Запрет на профессию — суровая мера и, безусловно, должна стать более действенной,— считает председатель правления Оргрэсбанка Игорь Коган.— Но при этом очень важно не допускать злоупотреблений и не превратить эффективный механизм борьбы с нарушителями в способ давления». Более того, по мнению председателя совета директоров Москоммерцбанка Андрея Савельева, необходимо не просто наделить ЦБ полномочиями по отлучению от профессии недобросовестных банкиров, но применить более радикальные методы для очистки банковской системы — например, подняв планку по достаточности капитала минимум до €50 млн и обязать банки отчитываться по МСФО. «В итоге в системе останется не более 200 прозрачных и нормально работающих кредитных организаций. Эти меры будут значительно более действенны по очистке банковского сектора от теневых дельцов»,— считает господин Савельев.
Впрочем, участники рынка признают, что от депутатских инициатив до практических действий может пройти немало времени и изменений. По мнению председателя совета директоров банковской группы «Траст» Ильи Юрова, «есть боязнь, что депутаты ограничатся только вынесением поправок». А по мнению Андрея Савельева, только рассмотрение и принятие поправок о пожизненном отлучении все равно сработает вхолостую: «Для реального реформирования сектора нужны более серьезные шаги, для реализации которых требуется политическая воля на высшем уровне».
Сам господин Лебедев признался, что потребуется немало времени и сил для практического введения законопроекта: «Некоторые поправки к законам Дума рассматривает более двух лет. В данном случае я надеюсь на поддержку коллег из ведомственного комитета».
Юлия Чайкина