Пенсионный фонд России (ПФР) бьет тревогу — официальную заработную плату менее тысячи рублей в месяц получает порядка 17% работающих граждан в России. Этот факт негативно скажется на пенсионном обеспечении населения, рост которого может произойти только вслед за увеличением фонда зарплаты. Эксперты озадачены: одни считают данные ПФР явным преувеличением, другие сетуют на кризис, в ходе которого работодатели попытались спрятать официальные зарплаты.
«У нас есть статистика, которая показывает, что есть категории граждан — около 17%, — которые получают заработную плату меньше 1 тысячи рублей. А это говорит о том, что заработная плата выплачивается не всегда в белую, — подчеркнул глава ПФР Антон Дроздов на совещании, посвященном проблемам пенсионного обеспечения в Северо-Кавказском федеральном округе, прошедшем в минувший вторник. — И это влияет на пенсионные права граждан, поскольку дальнейшая индексация пенсии по закону идет по инфляции и далее — дополнительная индексация по росту фонда заработной платы».
Между тем Росстат отмечает, что количество работающих граждан в стране составляет около 71 млн. человек, так что 17% от них — внушительная цифра.
Впрочем, эксперты в оценке текущей ситуации разделились. «Официальной статистики по тому, какова доля теневых зарплат в российской экономике, нет. Этот показатель может составлять от 40 до 60%. Причем чем выше зарплата сотрудника, тем выше в ней доля выплат в конвертах. За время кризиса эти цифры увеличились на 10—20%», — полагает консультант департамента Due Diligence компании «2К Аудит — Деловые консультации» Андрей Чернявский. По его словам, некоторые крупные предприятия, которые вывели зарплаты из тени, в кризис опять к ним вернулись, а с введением страховых взносов вместо единого социального налога (ЕСН) к ним наверняка захотят присоединиться новые. Но если на промышленных предприятиях к серым схемам уже прибегают не часто, то в среднем и малом бизнесе распространенность серых схем очень велика. «Сами граждане, несмотря на то что серая зарплата негативно скажется на будущих пенсиях, не настаивают на белой зарплате, — отмечает эксперт. — Связано это с тем, что граждане мало надеются в старости на Пенсионный фонд, считая, что обеспечить себя они могут только сами. Инвестирование средств ВЭБом едва покрывает инфляцию, доверие к негосударственным пенсионным фондам (НПФ) только начинает формироваться». К тому же рынок труда не испытывает дефицита кадров, поэтому работники предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, не требуют полностью белой зарплаты, боясь остаться вообще без работы. Таким образом, получается, что кризис пенсионной системы в России во многом связан с кризисом политики заработной платы.
В свою очередь, гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян вообще не понимает, откуда глава ПФР взял озвученные данные. «Согласно Росстату, средняя зарплата в стране только росла с учетом всех социальных обязательств, так что ее средний уровень сегодня можно оценить в 18—19 тысяч рублей, — отмечает он. И на сегодняшний день проблема непрозрачных зарплат существует, но явно не в таком масштабе». По его словам, к 2008 году власти сумели обеспечить обеление зарплат до уровня примерно в 80%. «И сильных скачков не было, — недоумевает Микаелян. — Так что это какие-то странные данные».
Сергей КУЛИКОВ