Удельный вес теневой экономики в мире растет с каждым годом и достиг уровня в 35,5% мирового ВВП, отмечают во Всемирном банке (ВБ). Согласно опубликованным на днях данным по 151 стране, в России доля скрытой от официальных глаз экономики составила почти 50% ВВП. Комментируя эти сообщения ВБ, эксперты отметили, что самыми непрозрачными в России являются сфера торговли, услуг, производства продуктов питания, сельское хозяйство, а также незаконные виды деятельности и те отрасли, в которых высока коррупционная составляющая.
Согласно результатам обнародованных в среду данных исследования ВБ, проведенного за восемь лет — с 1999 по 2007 год, — удельный вес теневой экономики во всем мире за анализируемый период постоянно возрастал и достиг уровня в 35,5% ВВП.
Самый маленький удельный вес теневой экономики при этом наблюдался в Швейцарии (8,6% ВВП), США (8,8%) и Австрии — 9,8%. Наивысший уровень был зафиксирован в Грузии — почти 70% ВВП. Чуть лучше ситуация в Боливии и Азербайджане — 68,1% и 63,3% соответственно. Россия в этом списке занимает 130-е место: доля теневой экономики в отечественном ВВП составляет 48,6%.
Между тем опрошенные «НГ» эксперты указывают на то, что оценка ВБ доли теневой экономики в России расходится с официальными данными Росстата приблизительно в 2 раза. По их мнению, согласно результатам западных аналитиков, Россия погрязла в теневом бизнесе наполовину, тогда как по Росстату — всего на четверть. Причина расхождений проста: очень многое зависит прежде всего от того, что именно исследователи причисляют к теневому сектору. Скорее всего, говорят эксперты, Росстат в подсчетах не рассматривает преступные виды деятельности, а ВБ и его руководство в лице Роберта Зеллика, напротив, стараются их учитывать. «Росстат считает только скрытое производство и производство товаров и услуг гражданами, которые не являются зарегистрированными предпринимателями, — объясняет эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые консультации» Ирина Воробьева. — В то же время точно подсчитать объем теневой экономики невозможно, поэтому говорить о цифрах следует только с относительной достоверностью».
Позитивные изменения связывают прежде всего с мерами господдержки отрасли
В свою очередь, гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян отмечает, что теневая экономика отличается от нетеневой только одним параметром: она никак не привязана к существующему финансовому регулированию и не платит налогов. «Если учесть, что Россия производит 40% овощей у себя на грядках, из которых большую часть продает не через систему колхозных рынков с использованием кассовых аппаратов, а просто так — то да, у нас солидная часть экономики — это теневой рынок», — рассуждает он.
В итоге самыми теневыми отраслями российской экономики, по данным независимых аналитиков, являются торговля, производство продуктов питания, сфера услуг, сельское хозяйство, а также — самое главное — незаконные виды деятельности и та часть экономики, которая легализуется через откаты и взятки. То есть список действительно впечатляющий.
При этом некоторые эксперты обращают внимание на то, что исследование ВБ охватывает период лишь с 1999 по 2007 год, тогда как время кризиса и его частичного преодоления оно не затрагивает. Поэтому есть все основания утверждать, что в кризис доля теневой экономики как в мире, так и в России выросла еще больше. «За время кризиса доля теневого сектора могла только подрасти — за счет ухода в тень части легального бизнеса, который решил сэкономить на уплате налогов», — полагает руководитель департамента налогового и финансового консалтинга компании «Интерком-Аудит» Андрей Приходько. «Финансовый сектор в последние годы выходил из тени, но в кризис услуги по обналичке вновь стали востребованными. В любом случае в кризис доля теневой экономики выросла, а при увеличении налоговой нагрузки на бизнес она вырастет еще больше», — считает, в свою очередь, Воробьева.
Тот факт, что в России настолько велик теневой сектор, свидетельствует о не самом хорошем состоянии ее экономики. Недаром наиболее прозрачными оказались наиболее здоровые — даже несмотря на разразившийся кризис — экономики Швейцарии и США. Засилье теневого бизнеса опасно прежде всего для самого государства. Ведь даже если теневая экономика и вносит свой вклад в ВВП страны, генерируя доходы, не облагаемые налогами, то она точно так же генерирует и расходы — особенно конечные. Кроме того, теневой бизнес опасен для населения. Хотя нельзя отрицать, что есть в нем существенный плюс — теневая экономика позволяет выживать людям, официально числящимся безработными. Минусы же теневого работодателя стали очевидными для россиян именно в кризис, когда в компаниях сильно урезали серые зарплаты.
Анастасия БАШКАТОВА