Судебные приставы Московской области собираются накладывать арест на полисы ОСАГО и каско, принадлежащие задолжавшим автовладельцам. Об этом сообщил вчера главный судебный пристав Московской области Владимир Щепотин. «На сумму страховки накладывается взыскание, в страховую компанию отправляется исполнительный лист, и полис прекращает свое действие», — уточнил он. Добавив: при проверке документов по базам данных сотрудник ГИБДД увидит, что машина не застрахована, и дальше будет действовать согласно административным правовым нормам.
Автостраховщики и юристы в один голос утверждают: на существующей законодательной базе арест полисов невозможен, однако служба настаивает, что имеет на это право на основании закона об исполнительном производстве. «Если под страховкой подразумевается оплаченная страховая премия, то приставы могут наложить арест на имущество должника, но премия, которую он оплатил по договору страхования, имуществом должника уже не является, а действующее законодательство не предполагает расторжения договора страхования по инициативе судебных приставов — для этого необходимо собственноручное заявление страхователя», — говорит замруководителя правового департамента «Росгосстраха» Андрей Шипицын. По его словам, на этапе заключения договора страхователь перечисляет страховой компании деньги в качестве оплаты по договору страхования и обращение взыскания на уплаченную страховую премию законодательством не предусмотрено. «Теоретически взыскание может быть наложено только на страховую выплату, но не ясно, каким образом это может быть осуществлено, поскольку, например, по ОСАГО выплата производится не страхователю, а потерпевшему, а по каско значительная часть выплат производится путем ремонта на СТОА», — рассуждает Шипицын. Директор департамента экспертизы убытков по автотранспорту «Росно» Андрей Чечелов отмечает, что ему не известно о появлении новых нормативных актов, которые делали бы возможными реализацию подобных действий, а при нынешней законодательной базе «данная мера по борьбе с должниками нереализуема». Кроме того, у сотрудников ГИБДД нет базы данных застрахованных по ОСАГО.
Партнер Goltsblat BLP Рустам Курмаев отмечает, что взыскание теоретически возможно в случае, если должнику будет однозначно полагаться страховое возмещение: «На это право можно попытаться наложить арест». «Но чтобы еще прекращать действие полисов ОСАГО или каско — это нечто новое», — удивляется он, добавляя: в законе об ОСАГО нет такого пункта, как прекращение действия договора как действия третьего лица, а именно службы судебных приставов. Президент коллегии правовой защиты автомобилистов Виктор Травин считает, что «эта инициатива подчеркивают только одно — беспомощность службы приставов, а эта беспомощность переходит в абсурдные предложения». «Грубо попираются нормы гражданского права — я имею законное право, застраховав свою ответственность, рассчитывать на то, что страховая компания возместит ущерб, я за это заплатил, а служба судебных приставов меня этого предусмотренного гражданским кодексом права фактически лишает», — говорит Травин.
Представитель подмосковной службы судебных приставов утверждает, что служба имеет на это право на основании закона «Об исполнительном производстве». «Любые денежные средства, принадлежащие должнику, могут быть взысканы в счет долга, а полис — это тоже денежное выражение <…> раз он оплачивал [полис], значит, внес денежные средства», — говорит он.
Антон ТРИФОНОВ