Сбербанк проявляет все большую активность в валютных заимствованиях — менее чем через месяц после размещения еврооблигаций на $1 млрд он привлекает еще $600 млн, объясняя это потребностями клиентов. Это следствие структуры пассивов Сбербанка, в которых преобладают рублевые ресурсы, считают участники рынка, не исключая при этом, что банк пытается заместить средства, потраченные на частичное досрочное погашение субординированного кредита перед ЦБ.
Вчера агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник на финансовом рынке сообщило, что Сбербанк доразмещает еврооблигации с погашением в 2015 году на $600 млн. В Сбербанке подтвердили информацию о доразмещении. Это уже второй за последнее время случай привлечения Сбербанком долларовой ликвидности. В начале июля Сбербанк разместил евробонды на $1 млрд с купоном 5,499% годовых (см. «Ъ» от 2 июля).
По словам собеседника агентства, ориентир доходности по еврооблигациям на $600 млн составляет 330 базисных пунктов к среднерыночным свопам. «Это соответствует доходности в 5,15—5,20% годовых, то есть текущее привлечение обойдется Сбербанку дешевле, чем предыдущая сделка с доходностью в 5,5% годовых»,— говорит аналитик «ВТБ Капитала» Михаил Галкин. Таким образом, по стоимости заимствований на публичном долговом рынке Сбербанк поставил новый рекорд. Ставка, по которой ему удалось занять в прошлый раз, стала самой низкой среди всех эмитентов, разместивших в этом году облигации, а также для самого Сбербанка по привлечению средств через евробонды.
Сбербанк продолжает валютные заимствования, несмотря на то, что располагает избыточной ликвидностью. Целью прошлого размещения банк называл необходимость «управления валютной позицией». Относительно целей текущего размещения еврооблигаций зампред правления Сбербанка Антон Карамзин сообщил следующее: «Нам по-прежнему не нужно денег как таковых, рублевая ликвидность у нас избыточная, средства сейчас мы привлекаем для удовлетворения потребности клиентов именно в валюте».
Время для таких привлечений сейчас очень подходящее, указывают участники рынка. «Стоимость долларовых ресурсов низкая в связи с ростом рисков дефляции в США, в результате по сравнению со стоимостью прошлого привлечения Сбербанк сможет сэкономить порядка $9 млн на обслуживании долга за пять лет»,— говорит Михаил Галкин. «Учитывая низкую стоимость заимствований, занять напрямую банку может быть выгоднее и проще, чем конвертировать избыточную рублевую ликвидность в доллары посредством свопов»,— считает аналитик компании «Уралсиб Кэпитал» Дмитрий Дудкин. Напомним, большую часть пассивов Сбербанка составляют вклады, из которых большая же часть — рублевые, при этом доля валютных вкладов последнее время снижается.
Впрочем, не все участники рынка сочли объяснения Сбербанка логичными. «Всплеска спроса на долларовые кредиты не наблюдается, а учитывая объем привлечения, такую сумму в валюте Сбербанк мог бы аккумулировать и не выходя на рынок еврооблигаций,— отмечает зампред правления Нордеа банка Михаил Поляков.— К тому же это не быстрый процесс, который по срокам мало совместим с оперативным удовлетворением потребностей клиентов». Господин Дудкин не исключил, что Сбербанк столь активно пользуется благоприятной конъюнктурой рынка в том числе и для замещения ликвидности, ушедшей на частичное погашение субординированного кредита ЦБ (200 млрд из 500 млрд руб.). Впрочем, гасить остаток долга из привлеченных средств Сбербанку смысла нет. «Учитывая грядущее снижение ставки по субординированному кредиту с 8% до 6,5% годовых, при пересчете на рублевую ставку еврооблигации обойдутся банку дороже, чем субординированный кредит»,— отмечает господин Галкин.
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА