Потребители после кризиса предпочитают не тратить, а сберегать. Учитывая тенденции сегодняшних дней, банкам следует готовиться к тому, что через несколько лет они могут стать всего лишь помощниками ритейлеров и девелоперов в деле кредитования населения.
Лирическое отступление
Развитие продуктового ряда кредитных учреждений, действующих на розничном рынке, невозможно без учета изменений, произошедших в разные периоды кризиса в макроэкономике, в поведении потребителей («от потребления — к сбережению»), в «повестке» регуляторов и самих банков.
В данной статье не ставилась задача осветить все изменения и обосновать их с помощью цифр (что можно сделать, но не есть задача, поставленная перед автором), а исходя из логики развития ситуации попытаться определиться с «судьбами» классических кредитных продуктов в ближайшей перспективе.
Новых продуктов на розничном банковском рынке не появится. Сколько бы мы ни придумывали, это все равно или потребительский кредит наличными, или целевой кредит на приобретение товара или услуги, или кредитная карта, или ипотека, или автокредитование. Все остальное — это вариации. Можно делать дебетовые карты с овердрафтом — все равно всем понятно, что речь идет о кредите, предоставляемом с помощью платежной карты в той или иной форме. Так что же будет с этими продуктами в будущем — ближайшем и не очень?
Потребительский целевой кредит
В 2010 году потребительский кредит останется классическим — бумажным и целевым. При этом сохранится минимальная комиссия ритейлера, потому как ритейлер в большинстве своем рад тому, что банки начали кредитовать — это поднимает продажи. У банков есть средства, но они короткие. Отсюда возвращение в целевые потребительские кредиты некоторых игроков, вышедших из этого продукта еще до кризиса. Необходимость платить по средствам, привлеченным у населения в разгар кризиса, толкает в этот продукт/сегмент все большее количество участников рынка, в том числе и тех, кто ранее избегал работать в этом сегменте.
Комиссия ритейлеру сохранится, но будет минимальной. До кризиса она была завышенной, отдельные банки платили до 12% от суммы выданных кредитов ритейлеру за право стоять в магазине. При этом банки, выигравшие тендеры, успешно выдавали эти кредиты.
Модель, которая существовала на рынке ранее: «выдаем целевой потребительский кредит клиентам, а потом высылаем карту по почте лучшим из них, приблизительно трети, и «отбиваем» у них эту запредельную комиссию на кросс-продажах» — уже не сработает. Не будет такой ориентации на кросс-продажи, потому что низкая комиссия ритейлера не толкает на такие кредитные карты. И самое главное — в последнее время в высказываниях различных представителей регуляторов звучали идеи запретить рассылку карт по почте. Думаю, что все должны понимать, что опора на прибыльность только за счет рассылки карт по почте опасна.
В 2011 году целевой потребительский кредит останется классическим бумажным, но добавится значительная компенсация ритейлерам, так как начнется конкуренция банков за ритейлеров, ведь их число весьма ограниченно. И все равно не будет ориентации на кросс-продажи за счет массовой рассылки. А даже если она и будет, то только для тех, кто хочет снова наступить на грабли 2007-го. Клиент стал более осмотрительным, он уже будет избегать рассылок карт и «скрытых» комиссий.
2012 год — это год, когда в России может реально начаться конвергенция программ лояльности ритейлеров и кредитных продуктов банков. И тогда появятся продукты, которые будут сочетать в себе «два в одном» или «три в одном». «2 в 1» — это карта лояльности ритейлера, которая является кредитной картой банка. Но ведущим станет бренд ритейлера — то, что уже использовалось до кризиса.
«3 в 1» — это кредитная карта, которая является картой лояльности ритейлера, плюс целевой потребительский кредит. И все это — под брендом этого ритейлера.
И до кризиса, и сейчас были попытки сделать такого рода продукты, однако пока они не объединены с программами лояльности ритейлеров. Почему? В 2011 году комиссии вырастут, и единственным способом для банков не делать карты со «скрытыми» комиссиями останется лишь вариант, когда ритейлер не будет брать комиссию. Но это возможно лишь в одном случае, когда это карта самого ритейлера (то есть карта его программы лояльности).
В 2012 году ритейлеры окончательно «выздоровеют» и начнут понимать, что им нужно бороться за лояльность клиента, в том числе и за счет расширения этих самых программ.
После 2014 года логическим завершением этого пути для банков станет то, что уже давным-давно есть на Западе — банки, действующие в этом сегменте, станут в лучшем случае сервисными провайдерами для ритейлеров. На их территории будут выпускаться брендированные карты, и они же будут этими картами управлять. Что это означает? За фонды и деньги уважаемых ритейлеров банки предоставят им андеррайтинг, обслуживание, скоринг, коллекшн… То есть весь процесс будет основан на пассивах ритейлера, но и активы будут его.
Потребкредиты наличными
Что же будет с потребительскими кредитами наличными? Регуляторное давление приведет к тому — а оно уже и начало к этому приводить — что рано или поздно отомрут все комиссии. Будет развиваться рефинансирование потребительских кредитов — это направление и сейчас уже достаточно популярно у государственных банков, хотя до кризиса на всем рынке можно было с большим трудом найти один единственный банк, занимавшейся рефинансированием кредитных карт, но никак не потребительских кредитов.
Фактически проявилась и сформировалась новая и очень интересная тенденция. В начале кризиса на рынке появились охотники за ипотечными кредитными портфелями, их покупали с дисконтом. Теперь же охотятся за портфелями потребительских кредитов. Их готовы покупать даже с премией. У банков есть короткие средства, но по разным причинам нет продаж продуктов. И я не исключаю появления предложений типа: может, вы сегодня выдадите кредиты, а мы их у вас купим завтра? Будут развиваться повторные продажи. «Осторожный рост», которым ознаменуются ближайшие годы, означает продажу тем же самым клиентам тех же самых нецелевых потребительских кредитов. Само собой, будет игра на увеличение сумм кредитов.
В 2011 году конкурентная борьба будет идти вокруг сокращения сроков принятия решения о выдаче кредита. Самым конкурентным фактором будет понижение уровня ставки. Если вспомнить сигнал регулятора включать все в ставку, то станет очевидным, что не стоит ожидать понижения ставок в 2010 году. Ведь если в этом году нужно отменить комиссии, то их нужно будет включить в ставку. Далее банки начнут поиск альтернативных каналов дистрибуции.
Ипотека
В 2010 году банки начнут выдавать ипотеку для того, чтобы решить проблемы своих девелоперских проектов. De facto речь идет о том, что можно было бы назвать originate to fix.
В 2011 году, я надеюсь, девелоперские проекты, которые сейчас висят мертвым грузом на банках, наконец рассосутся, и тогда банки вернутся к модели originate to sell. И эта модель станет главной.
В России нет «длинных» денег, поэтому возникает резонный вопрос: как банкам выдавать ипотеку? 29-я статья закона «О банках и банковской деятельности» говорит о том, что можно устанавливать «плавающую» ставку по кредитам, но оставляет очень много недосказанного. Я не уверен, что в ближайшее время будет принято решение, которое позволит устранить проблемы, связанные с «плавающей» ставкой. И пока эта ситуация разрешена не будет, ничего с проблемами ипотеки не изменится. Ведь если банк проигрывает инстанцию за инстанцией клиенту, который до кризиса соглашался платить по «плавающей ставке», а в кризис вдруг подал в суд и заявил, что банк нарушает закон, вряд ли после этого банкир вообще захочет заниматься ипотекой.
Единственный вариант, который приемлем в таких условиях, — делать ипотеку на продажу, то есть выдавать кредиты для того, чтобы их затем продавать на рынке. Если АИЖК сделает проект только под новостройки — банки будут в основном кредитовать новостройки, несмотря даже на спрос на вторичное жилье.
2012 год. Если к этому времени будет решена проблема «плавающей ставки», то сразу же возродится рефинансирование ипотеки. Но банки одномоментно не смогут выдать такое количество кредитов, чтобы ипотека стала прибыльной. Ведь ипотека такой продукт, который приносит деньги только при портфеле большого размера. Поэтому можно с уверенностью прогнозировать новый виток охоты за ипотечными портфелями.
После 2014 года на ипотечном рынке случится то, что было на Западе до кризиса. Если будет хоть несколько тучных лет, то мы придем к тому, что называется private label mortgage, когда девелопер делает свою ипотеку, но не под брендом банка, а под собственным брендом — от начала до конца. То есть банки в любом случае становятся сервис-провайдерами. И каждый банк должен решить для себя сам — играет ли он в игру сервис-провайдера или он играет в свою игру официального поставщика ипотеки.
Кредитные карты
В 2010 году на рынке снова появятся кобренды, и они уже есть. Но это «имиджевые» кобренды в плохом смысле слова, то есть они создаются, поскольку банку нужно подтвердить имидж лидера рынка кредитных карт. На практике же эти продукты не работают так, как они могли бы. Причиной является то, что такие продукты направлены на удержание существующего портфеля, в лучшем случае — на переманивание чужих клиентов, потому как при изменении модели поведения клиентов с потребления на сбережение спрос на кредитные карты будет достаточно низкий.
Вероятнее всего, кобренды станут источниками новых клиентов только в 2011 году, новых не для отдельно взятого банка, а для всей индустрии. Это будет вовлечение в продажи людей, которые раньше не имели кредитных карт.
В 2012 году, если опять-таки будет решена проблема плавающей ставки, кредитные карты смогут вернуться к трехлетнему периоду. Также будет всплеск кредитных карт, ведь в таком случае снимается проблема фондирования. При этом будет конвергенция с ритейлом — и то, о чем я уже говорил, карты «2 в 1» и «3 в 1».
Как только ритейлеры смогут правильно использовать потенциал своих реальных программ лояльности, тогда и придет время настоящих имиджевых карт. На Западе есть карты, которые абсолютно ничего не дают клиенту, кроме причастности к бренду. Это настоящие имиджевые кобрендовые карты, которые будут не картами ритейлера, а картами банка.
Автокредиты
Моя личная точка зрения — автокредитование не работает на долгосрочную перспективу для банков даже в некризисных условиях. В кризисных оно не работает вообще. За рубежом банковская организация, не являющая частью автопроизводителя, не будет долго заниматься выдачей кредитов на покупку автомобилей, если нет субсидирования от автопроизводителя.
Пока автопроизводитель не занимается автокредитованием целенаправленно — есть место для банков на рынке кредитования новых автомобилей. Но как только он начинает сам работать и кредитовать покупателей своей продукции — банкам приходится уходить в кредитование секонд-хэнда. А секонд-хэнд в России — это пока еще не тот рынок, на котором банкам можно чувствовать себя уверенно.
Эльман МЕХТИЕВ