Сальдо торгового баланса РФ в первом полугодии 2010 года увеличилось по сравнению с тем же периодом прошлого года почти вдвое — с 43 до 84 млрд. долларов, говорится в опубликованном вчера мониторинге социально-экономической ситуации в стране, подготовленном Минэкономразвития. Позитивная, казалось бы, новость вызывает у экономистов тревогу. По их мнению, «слишком положительное» сальдо не помогает развитию отечественной экономики, а скорее сдерживает его.
Сальдо торгового баланса — это разница между стоимостью экспорта и импорта. Если оно положительно, это говорит о том, что страна больше продает, чем покупает. По данным Минэкономразвития, за первые шесть месяцев 2010 года экспорт товаров составил 188,2 млрд. долларов, что на 50,1% больше, чем в прошлом году (125,4 млрд.). В министерстве не скрывают, что основную лепту в столь резкий подъем этого показателя внесло «черное золото». Свыше половины прироста обеспечено повышением средних контрактных цен на сырую нефть (в 1,6 раза) и нефтепродукты (в 1,7 раза).
В меньшей степени помог балансу природный газ, стоимость которого немного снизилась, но зато объем поставок вырос в 1,4 раза. В сумме экспорт трех наших главных топливно-энергетических товаров увеличился по сравнению с первым полугодием 2009-го на 58,7% и составил 122,1 млрд. долларов. Доля нефтегазовой составляющей в общей структуре вывоза выросла на 3,8% и теперь составляет 64,9%. Экспорт остальных российских товаров увеличился на 36,2%. Это стало результатом того, что и стоимость их повысилась, и объемы вывоза стали больше.
Что касается импорта, то в первом полугодии 2010 года он вырос в годовом исчислении на 26,5%, до 104,2 млрд. долларов. По мнению МЭР, этому способствовало некоторое оживление внутреннего спроса и укрепление реального эффективного курса рубля. Почти две трети величины прироста получено за счет расширения физического объема поставок. При этом в товарной структуре импорта заметно выросла доля продукции машиностроения, хотя отдельные позиции, например, объемы ввоза легковых автомобилей понесли серьезные потери.
Заместитель заведующего кафедрой региональной экономики и экономической географии Высшей школы экономики Алексей Скопин считает, что внешнеторговый успех еще не говорит об общем улучшении дел в экономике. «Однозначно положительные изменения видны только в сырьевом секторе. Что касается перерабатывающего сектора и особенно бюджетной сферы, то там падение, — сообщил он «НИ». — Если судить об экономике только по внешней торговле, позитивные сдвиги есть, но если смотреть на всю картину в целом, то она довольно безрадостна».
Руководитель направления анализа денежно-кредитной политики и банковского сектора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев считает, что перспективы сальдо торгового баланса не так безоблачны, как кажутся. «Если посмотреть, что происходило внутри полугодия по месяцам, то мы увидим, что после рекордного сезонного скачка в январе, когда у нас объем импорта традиционно очень мал, в дальнейшем сальдо стало сокращаться. Если в январе оно составляло порядка 16 млрд. долларов, то в июне — около 11 млрд., — пояснил он «НИ». — Сальдо снижается
Впрочем, это сокращение может быть даже на руку отечественной экономике. «Слишком большой профицит торгового баланса означает, что мы за свой счет финансируем страны, которые у нас
Напомним, что сальдо торгового баланса оказывает влияние на курс национальной валюты. Отрицательный баланс повышает спрос на мировые валюты, и курс собственной начинает падать, положительное сальдо, напротив, сигнал для роста. «Укрепление рубля — обоюдоострая вещь: с одной стороны, более доступно импортное оборудование, с другой — снижается конкурентоспособность наших товаров, — предупреждает
Михаил КАЛМАЦКИЙ