Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) объявила конкурс по отбору лизинговых компаний на строительство судов, рассказал «Ведомостям» руководитель пресс-службы ОСК Игорь Рябов. Итоги будут подведены в конце года. Главное требование ОСК — покупатель судна должен вкладывать 20% его стоимости, 40% предоставит корпорация, а еще 40% — лизинговая компания, говорит Рябов.
До сих пор ОСК работала лишь с «ВЭБ-лизингом», напоминает Рябов. И контракт по поставке судов через лизинг тоже только один. Покупатель судов по нему — Волжское пароходство. Оно оплачивало 15% их стоимости. А остальные средства шли только от ОСК, следует из недавнего отчета Счетной палаты. В документе говорилось, что в 2009—2012 гг. ОСК выделяет под сделку «ВЭБ-лизингу» более 4 млрд руб. на срок до 10 лет, процент за пользование средствами — 2/3 ставки рефинансирования ЦБ минус 1% годовых. Волжское пароходство, в свою очередь, платит «ВЭБ-лизингу» 2/3 ставки рефинансирования, говорит представитель пароходства. То есть доход «дочки» ВЭБа на этом контракте может составлять до 40 млн руб. в год, посчитал ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. При этом свои средства «ВЭБ-лизинг», получается, не вкладывает.
Представители «ВЭБ-лизинга» и ВЭБа от комментариев отказались. А Рябов говорит, что компании стали сотрудничать в 2008 г. и это было совместное решение ОСК и Минпромторга. Обсуждались несколько партнеров, в том числе «Газпром-лизинг», добавляет представитель Минпромторга, но условия «ВЭБ-лизинга» были признаны более привлекательными.
Решение ОСК расширить круг партнеров Рябов связывает с процессами оптимизации бизнеса, которые начала корпорация с назначением президентом ОСК Романа Троценко осенью 2009 г. Работа с одним партнером по лизингу была признана накладной, с 2011 г. было решено выбирать их по конкурсу.
Конкурс уже заинтересовал других игроков. Например, «Сбербанк лизинг», говорит представитель этой компании: уже сейчас она готова самостоятельно финансировать покупку судов.
Алиса ФИАЛКО