Накануне завершения консолидации банка «Россия» и Газэнергопромбанка основной владелец первого Юрий Ковальчук увеличил свой пакет голосующих акций в банке на 6%. Продавцом выступил миноритарный акционер «России» ИК «Аброс», владевшая 5,99% голосующих акций. По мнению участников рынка, увеличение доли дает господину Ковальчуку большие возможности в части управления объединенным банком, считают эксперты.
Сегодня завершается сделка по присоединению Газэнергопромбанка к банку «Россия», рассказал «Ъ» топ-менеджер в одном из банков. Об этой сделке было объявлено в начале года. Ее схема такова: допэмиссию банка «Россия» акционеры Газэнергопромбанка оплачивают за счет конвертации его акций в акции «России». Эта сделка позволит «России» войти в Топ-20 банков по размеру активов. Доля структур «Газпрома» в объединенной «России» должна была составить 16,7%, а доля Юрия Ковальчука — 25,3%.
В минувшую пятницу, непосредственно перед завершением сделки, банк «Россия» раскрыл информацию о том, что Юрий Ковальчук выкупил на себя долю миноритарного акционера банка «Россия» ИК «Аброс» (5,99%). «Таким образом, в объединенном банке «Россия» доля Юрия Ковальчука составит теперь 30,3% голосующих акций»,— подсчитала аналитик ИФД «Капиталъ» Кристина Лядская.
По итогам первого полугодия Газэнергопромбанк занимал 31-е место по объему активов в ренкинге «Интерфакса» (118,16 млрд руб.), а «Россия» — 38-е (98,327 млрд руб.). Крупнейшими акционерами банка «Россия» являются Юрий Ковальчук (36,4% голосующих акций, через НП «Поддержка предпринимательских инициатив» ему принадлежит еще 3% акций), Николай Шамалов и Дмитрий Горелов (по 12,6%), предприниматель Геннадий Тимченко (9,577% через «Трансойл СНГ»), «Севергрупп» Алексея Мордашова (7,18%). Акционеры Газэнергопромбанка — дочерние компании ОАО «Газпром». Более 70% банка принадлежит компании «Газпромрегионгаз» («дочка» «Межрегионгаза»).
На первый взгляд цель сделки по увеличению Юрием Ковальчуком доли в акционерном капитале банка неочевидна, говорят эксперты. Дело в том, что и без покупки Юрий Ковальчук получал блокпакет в объединенном банке. «Имея 25,3% голосующих акций, он бы стал самым крупным акционером, так как следующий по величине пакет у структур «Газпрома» (16,7%) и увеличение доли до 30,3% ничего с точки зрения влияния не меняет»,— считает аналитик компании «Совлинк» Ольга Беленькая. В банке «Россия» отказались от комментариев.
Целью сделки может являться стремление господина Ковальчука увеличить не только долю в голосующих акциях, но и в уставном капитале, которая рассчитывается с учетом привилегированных акций, считают некоторые эксперты. «Без этой сделки доля Юрия Ковальчука в уставном капитале составила бы только 24,1%, то есть не была бы блокирующей, а с учетом этой покупки составит 28,9%,— рассуждает госпожа Беленькая.— Таким образом, увеличение числа обыкновенных акций имеет смысл, чтобы подстраховаться на случай, если привилегированные акции станут голосующими, что может случиться в случае принятия решения о невыплате дивидендов»,— полагает начальник казначейства банка «Возрождение» Андрей Шалимов.
Впрочем, в увеличение доли Юрия Ковальчука могут быть заложены и другие мотивы. «Сейчас ИК «Аброс» является «дочкой» банка, которая владеет его акциями, а это значит, что при объединении «России» и Газэнергопромбанка долей в «Абросе» пропорционально будут владеть и акционеры Газэнергопромбанка,— говорит партнер BDO в России Денис Тарадов.— Пусть эта доля небольшая — около 1%, но теперь и она полностью досталась Юрию Ковальчуку». Сделка может иметь смысл и с точки зрения корпоративного управления объединенным банком, добавляет директор департамента банковского аудита ФБК Алексей Терехов. «Возможно, такая доля дает большее число голосов в совете директоров и, соответственно, право в большей степени влиять на принятие решений»,— отмечает он. Кроме того, упрощение структуры собственности может быть сделано в интересах будущих заимствований за рубежом, продолжает господин Терехов. «Иностранные инвесторы интересуются не только номинальными акционерами, но и конечными бенефициарами, и концентрация пакета напрямую у основного акционера устранит вопросы, которые могли бы возникнуть в случае непрямого владения».
Юлия ЛОКШИНА, Светлана ДЕМЕНТЬЕВА