ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизило долю в капитале банка «КИТ Финанс» с 45 до 27%. Допэмиссию банка на 2 млрд руб. в полном объеме выкупил подконтрольный монополии негосударственный пенсионный фонд (НПФ) «Благосостояние», получив долю 40% в капитале. Доля ОАО РЖД будет и дальше снижаться: возможности напрямую финансировать непрофильные активы у монополии нет, поэтому дальнейшее оздоровление банка будет осуществляться за счет аффилированных с РЖД структур.
Вчера банк «КИТ Финанс» зарегистрировал отчет об итогах допэмиссии на 2 млрд руб. По ее итогам доля РЖД снизилась с 45 до 27%, доля «Трансфинкапитала» сократилась с 53,95 до 32,368%. Весь объем средств в капитал банка внес НПФ «Благосостояние», доля которого увеличилась с 0 до 40%. В пресс-службе НПФ «Благосостояние» (одним из его учредителей является РЖД) сообщили, что пакет приобретен в рамках утвержденного ЦБ и Агентством по страхованию вкладов (АСВ) плана финансового оздоровления банка. «Банк полностью соблюдает целевые показатели, поставленные перед ним акционерами,— сообщили в пресс-службе.— В связи с этим на сегодняшний день фонд оценивает итоги работы банка как хорошие». По словам заместителя гендиректора банка «КИТ Финанс» Константина Яковлева, уставный капитал банка по итогам допэмиссии составил 5 млрд руб., а собственные средства увеличились до 11 млрд руб. «По итогам допэмиссии банк перестанет нарушать норматив достаточности (Н1), который на 1 июля составлял 8,6% при минимально разрешенных 10%»,— добавил он.
«КИТ Финанс» оказался на грани банкротства в сентябре 2008 года, после того как не смог выполнить обязательства перед контрагентами на рынке междилерского репо (по неофициальной информации, дефицит средств достигал 170 млрд руб.). 8 октября по 45% акций «КИТ Финанса» приобрел консорциум инвесторов в составе ИГ АЛРОСА и ОАО РЖД. Еще 10% доставалось «Национальному капиталу» — структуре, близкой к НПФ «Благосостояние». Впоследствии АЛРОСА и «Национальный капитал» вышли из состава акционеров банка, до допэмиссии крупнейшими акционерами являлись ОАО РЖД (45%) и ООО «Трансфинкапитал» (53,95%). Санация «КИТ Финанса» обошлась государству в 135 млрд руб.
Существующие акционеры не могли принять участие в допэмиссии по разным причинам. «Изначально «Трансфинкапитал» наравне с РЖД приобрел пакет акций банка за 53 руб.»,— рассказал источник, близкий к акционерам «КИТ Финанса». «А в связи с допэмиссией встал вопрос о необходимости соответствия акционера, «Трансфинкапитала», требованиям ЦБ, а именно: акционер должен оплачивать увеличение капитала, прежде всего, за счет собственных средств, а они могли поступить только от НПФ «Благосостояние«— акционера «Трансфинкапитала»«,— продолжает собеседник «Ъ». В пресс-службе РЖД сообщили, что участие в допэмиссии не было предусмотрено планом санации «КИТ Финанса». У РЖД другие ограничения, уточняют эксперты. «Монополия не докапитализирует банк, потому что у нее как у госструктуры есть ограничения на инвестиции в финансовый сектор,— говорит председатель правления Первого национального пенсионного фонда Виталий Плотников.— А деньги, которые инвестирует НПФ, негосударственные. НПФ всегда используют для контроля за непрофильными активами — например, Газпромбанк контролируется НПФ «Газфонд»". Для того чтобы «Благосостояние» смог приобрести акции «КИТ Финанса», они были выведены на биржу. «Это необходимое условие приобретения акций за счет пенсионных резервов — они должны котироваться на бирже»,— поясняет управляющий директор «Открытия» Роман Соколов.
Доля РЖД будет и дальше размываться, говорит первый заместитель гендиректора АСВ Валерий Мирошников. «В плане финансового оздоровления предусмотрена докапитализация «КИТ Финанса» на 4 млрд руб., следующая допэмиссия состоится в 2011 году, и она также будет выкуплена НПФ «Благосостояние»,— продолжает он.— В итоге доля РЖД снизится до 19,29%, доля «Трансфинкапитала» — до 23,12%, а НПФ получит контрольный пакет в размере 57,14%».
Юлия ЛОКШИНА