Сбербанк списывал средства со счетов корпоративных клиентов на основании поддельных судебных приказов. По информации Ассоциации российских банков, делом о мошенничестве занимается департамент экономической безопасности МВД. Эксперты полагают, что подобные проблемы актуальны для крупных банков.
Одно из успешных мошенничеств произошло в Сбербанке полтора месяца назад. Банк получил фальшивый судебный приказ, в соответствии с которым списал со счета ЗАО «Пост шоп» на счет взыскателя денежные средства по задолженности и госпошлине.750 тыс. руб. были переведены на карточный счет некоего С. Смагина и обналичены в банкоматах Москвы.
Как установили следственные органы, сам Смагин не являлся участником судебного процесса, а судебный приказ был подделан. Федеральная судья Измайловского районного суда города Москвы С. Задумова решения в пользу Смагина не выносила, а печать, стоявшая на документе, ей не принадлежала. У следствия имеется информация о том, что подобные судебные приказы поступали и в другие подразделения Сбербанка. Вчера в Сбербанке отказались комментировать ситуацию.
Опрошенные «Бизнесом» эксперты обращают внимание на то, что мошенником может быть только человек, знакомый с процедурой списания со счетов в Сбербанке. «Преступление совершено при участии инсайдера либо в Сбербанке, либо в самой компании»,— полагает юрист юридической фирмы «Линия права» Олег Бычков. В пользу версии о том, что мошенник был
По словам Бычкова, в данном случае списание средств со счета регулируется Положением ЦБ № 258П «О порядке приема и исполнения кредитными организациями и подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых к взысканию». В нем регламентируется порядок проведения процедуры, но ничего не сказано о проверке документов на подлинность. Это означает, говорит Бычков, что формально банк выполнил то, что от него требовалось, и предъявить к нему претензии будет довольно трудно.
Однако старший юрист коммерческой практики компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Виталий Бондарь считает, что у корпоративных клиентов могут быть хорошие шансы выиграть иск у банка.
В постановлении пленума ВАС РФ от 19.04.99 № 5 есть указание на обязанность банка возместить убыток, причиненный клиенту необоснованным списанием денежных средств со счета. Правда, говорит Бондарь, там есть одна оговорка: «если иное не предусмотрено договором между клиентом и банком».
Как считают банкиры, проблема правомерности списания со счетов в большей степени актуальна для больших банков.
«У нас небольшой банк, и все случаи предъявления к списанию без ведома клиента, в том числе от налоговых органов, мы проверяем и звоним клиентам»,— заявил председатель правления банка «Электроника» Владимир Романов. У крупных банков, рассказывает он, существует определенная шкала, в соответствии с которой подобные транзакции проверяются с разной степенью дотошности в зависимости от размера счета клиента и платежа. «Мы стараемся максимально полно защищать интересы клиентов, ведь если бумаги окажутся поддельными или будут оформлены не должным образом, клиент может потребовать признания наших действий неправомерными»,— говорит заместитель председателя правления СДМ-банка Владимир Луценко.
Эксперты обращают внимание на еще одну юридическую проблему — незащищенность судебных документов от подделки. «Поражает не то, что банки неправомерно списывают со счета деньги клиентов, а то, что судебные документы не имеют никаких средств защиты»,— отмечает Олег Бычков. Владимир Романов добавляет, что в идеале банки должны получать такие документы не только в виде бумаг, но и в электронной форме с ограниченным доступом.
Елена ЗУБОВА