Несмотря на возвращение комфортных цен на нефть — в среднем более $70 за баррель — и хорошие доходы от экспорта сырьевых ресурсов, в российском бюджете по-прежнему зияет дыра в 2400 млрд рублей (около 61 млрд евро). Причина: увеличение государственных расходов и отказ правительства от столь непопулярной меры, как повышение налогов. В долгосрочной перспективе подобная политика грозит опустошить российскую казну, как это произошло в Советском Союзе, приводит мнение известного экономиста Сергея Гуриева немецкая Financial Times Deutschland.
Мировой финансовый кризис наглядно показал всю уязвимость российской экономики. После десятилетия бурного роста в 2009 году она рухнула на 7,9%. И хотя сейчас страна вновь становится на путь роста, есть сомнения по поводу устойчивости ее развития, поскольку этот рост в большей степени обеспечивается за счет импорта, а не собственного промышленного производства. В первом полугодии 2010 года темпы увеличения отечественного ВВП, по данным министра экономики РФ Эльвиры Набиуллиной, составили всего 4,2%, тогда как рост китайской экономики в тот же период превысил 11%. И вообще среди стран БРИК Россия числится отстающей. «Россия не растет так быстро, как могла бы, поскольку правительство решило использовать кризис не для реструктуризации, а для поддержки неэффективных предприятий», — сетует Гуриев. Вместо борьбы с коррупцией и развития конкуренции, оно потратило более 40 млрд евро на спасение частных империй олигархов и государственных предприятий.
Одна из главных задач на ближайшие 10 лет — снижение сырьевой зависимости, чтобы избежать фатальной череды взлетов и падений экономики. И для начала в России должна появиться критическая масса малых и средних предприятий. Беда в том, что принятие необходимых для этого шагов, таких как приватизация, дерегулирование, открытие экономики противоречит интересам государственных предприятий. Им усиление конкуренции ни к чему.
Между тем, без быстрых и решительных реформ России грозит повторение сценария стагнации брежневской эпохи. Имеющиеся в запасе золотовалютные резервы при нынешнем уровне расходов и роста экономики по прогнозам могут растаять уже к 2013 году. Для того чтобы залатать бюджетную дыру, правительство планирует продать часть акций государственных компаний. Мера своевременная и похвальная. Однако иностранные инвесторы сомневаются в том, что процесс будет прозрачным. Они также опасаются, что миноритарные акционеры не получат права на участие в управлении компанией.
Так что, даже объявленная недавно приватизация не обеспечит нерушимых гарантий реформ, отметил несколькими днями ранее тот же Сергей Гуриев в статье для американской Project Syndicate, написанной в соавторстве с профессором экономики Йельского университета Олегом Цывинским. Пока правительство явно не намерено отдавать контроль над этими фирмами в частные руки. Следовательно, данный шаг не увеличит потребность в рыночных институтах.
А вот «сценарий 70—80» выглядит все более вероятным. В июне в ходе Санкт-Петербургского экономического форума участникам двух сессий — высокопоставленным представителям российского правительства и бизнеса, а также влиятельным иностранным игрокам — был задан вопрос о будущем российской экономики. Результаты в обоих случаях были печально похожими. На первой сессии 61% опрошенных прогнозировал застой в течение ближайших двух-пяти лет (33% предсказывали рост и 5% ожидали кризис). На второй сессии стагнацию в течение ближайших десяти лет предвидели 55% опрошенных (41% предполагал рост, и 4% ожидали краха).
Факторы, обеспечившие быстрый экономический рост в эпоху Путина — высокие и постоянно растущие цены на нефть, дешевая рабочая сила и неиспользованные производственные мощности — уже исчерпаны. А значит, Россия будет вынуждена начать тратить резервы, спасшие страну во время недавнего кризиса. «Сценарий 70—80» позволит сохранить статус-кво, но в конечном итоге заведет экономику в тупик, где она встанет перед выбором: либо подлинная экономическая реформа, либо упадок и опасные гражданские беспорядки.
Впрочем, эксперты полагают, что ожидать масштабных реформ накануне президентских выборов 2012 года в любом случае не приходится.
Мария ТРИФОНОВА