Если инфляция к 2013 г. снизится до 5%, банки смогут кредитовать реальный сектор экономики под 7—8% годовых, подсчитал Минфин. Банкиры называют эти планы реалистичными, но советуют бороться не только с ценами, но и с ожиданиями их роста.
Стоимость банковских кредитов для реального сектора экономики за три года может снизиться до 7—8% годовых, полагает ведомство Алексея Кудрина. К этому приведет прогнозируемое снижение инфляции с 6—7% в этом году до 4,5—5,5% в 2013 г., пишет Минфин в «Основных направлениях бюджетной политики на 2011—2013 гг.». Неделю назад документ был одобрен правительством, а вчера опубликован на сайте министерства.
Рост цен в России замедляется с марта 2009 г., когда он в годовом выражении (за последние 12 месяцев) составлял 14%. В июле прошлого года было 12%, в декабре — 8,8%, а в июле 2010 г. — 5,5%. Одновременно снижается и средняя ставка по кредитам до одного года для юридических лиц, свидетельствует статистика ЦБ. В июне она составила 11,4% годовых, снизившись с начала года на 2,5 п. п., а по сравнению с январем 2009 г., когда был достигнут кризисный максимум, — на 5,4 п. п.
Удешевление кредитов подтверждают и опросы предпринимателей, проводимые институтом Гайдара. По ним средняя минимальная ставка по рублевым кредитам для промышленности составила в июле 13,4%. Дешевле всего банки кредитуют химиков (под 12,1% годовых) и металлургов (13%), дороже — стройиндустрию (15%) и легкую промышленность (15,2%). Сами предприятия считают нормальной ставку в 13%. Снижение ставки не ведет к повышению доступности кредита, замечают эксперты института: банки, скорее всего, перешли к «неценовым» методам отбора качественных заемщиков.
От инфляции зависит стоимость фондирования банка, а уже от нее — ставка по кредитам, объясняет председатель правления МДМ-банка Олег Вьюгин. План Минфина он и его коллега из Райффайзенбанка Павел Гурин считают реалистичным. Но важен не только уровень инфляции, но и инфляционные ожидания, которые должны быть низкими, отмечают оба. «Правительство должно убедить банки, что контролирует цены, а их снижение — не результат общеэкономических причин», — объясняет Вьюгин. Надежные заемщики могут получить кредит под 9—10% уже сейчас, уверяет куратор корпоративного кредитования крупного частного банка. Однако обещать, что через три года ставки упадут до 7—8%, он не рискует: ситуация в экономике может измениться.
Сейчас кредиты дороже официальных 11—12% от ЦБ, отмечает сотрудник автомобильной компании: отрасль в ближайшие годы нуждается в масштабных инвестициях и удешевление кредитов даже на 0,5 п. п. — большое подспорье. НЛМКв прошлом году воспользовался высокой ликвидностью на отечественном рынке бондов и выпустил облигации в среднем под 7,5% годовых, не став привлекать кредиты, говорит представитель компании Антон Базулев. Прогноз Минфина о снижении ставок на внутреннем рынке он считает логичным: на международном рынке стоимость заемных средств — на минимальном уровне.
Средняя ставка для малого бизнеса — 14—15% годовых, хотя в Сбербанкеможно занять и под 11—12%, говорит вице-президент «Опоры России» Вячеслав Корочкин. Удешевление кредитов поможет малому бизнесу, особенно работающему в реальном секторе, но не менее важная проблема — залог, добавляет он: «У многих малых предприятий залога нет, что затрудняет им доступ к кредитам».
Если не будет никаких новых шоков, то снижение ставки до 7—8% вполне возможно, считает Олег Солнцев из ЦМАКП. Заемщики с хорошей кредитной историей смогут рассчитывать и на более дешевые займы, полагает эксперт. Однако при низкой инфляции ставки могут оказаться выше плановых, если усилится зависимость отечественных банков от внешнего фондирования, а на зарубежных рынках возникнут новые проблемы, предупреждает Солнцев.
Ставки могут упасть и ниже 7%, если бы правительству удалось снизить инфляцию до 2—3%, считает главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков. Но тогда нужно отказаться от роста бюджетных расходов и проводить более жесткую денежно-кредитную политику, добавляет он. «Только с начала года ЦБ напечатал для поддержки курса около 1,2 трлн руб., хотя экономике эти деньги не нужны», — замечает Гавриленков.
Максим ТОВКАЙЛО, Василий КУДИНОВ