Минэкономразвития подготовило законопроект, снижающий риски для лизинговых компаний. Эксперты не верят, что таких поправок достаточно, чтобы оживить рынок.
Кризис обрушил рынок лизинга. По подсчетам Российской ассоциации лизинговых компаний, в 2008 г. его объемы сократились на четверть до $26,7 млрд, в 2009 г. — еще вдвое. В прошлом году, по данным агентства «Эксперт РА», были заключены новые сделки на 315 млрд руб. против 720 млрд руб. в 2008 г.
В марте правительство поручило Минэкономразвития подготовить поправки в законодательство о лизинге. «Ведомости» ознакомились с этим документом.
Большинство поправок должны облегчить жизнь лизинговых компаний. Главная проблема — стремительный рост просроченной задолженности, пишет Минэкономразвития в пояснительной записке: объем просрочки до 90 и более дней может составить более 15% всех платежей.
Без исполнительного листа, выданного по решению суда, невозможно даже пройти на территорию лизингополучателя, сетует начальник финансового отдела «Росевролизинга» Анна Круглая. Гендиректор «Ильюшин финанс» Александр Рубцов вспоминает, что его компании во время банкротства «Красэйр» в 2008 г. пришлось девять месяцев ждать возврата самолетов, по которым прекратились платежи. Если компании будут знать, что смогут быстро вернуть имущество, им будет проще согласиться на сделку, считает Скрипичников.
Потребители лизинговых услуг по-разному оценивают поправку. Гендиректор Sky Express Марина Букалова считает, что эти изменения позволят снизить стоимость лизинга. А гендиректор Дальневосточной транспортной компании Раиса Паршина опасается, что лизингополучателям будет труднее вернуть авансовые платежи, которые могут достигать 30% стоимости товара.
Меняется порядок оформления договора: придется выделять выкупную стоимость в составе лизинговых платежей. Сейчас при расторжении контракта стороны часто спорят, какие платежи были выкупными, а какие — за аренду, поддерживает поправку Горчаков. Это противоречит экономической сути лизинга, не согласен Рубцов. Он опасается, что клиенты будут возвращать изношенное оборудование и требовать вернуть им выкупные платежи. Вернуть эти деньги придется, но не все, а с учетом износа оборудования и исходя из его рыночной стоимости в момент возврата, успокаивает Скрипичников.
Поправки расширяют рынок лизинга — воспользоваться им смогут и некоммерческие организации. Проще обновить оборудование будет школам, больницам, ЖЭКам, говорит финансовый директор лизинговой компании «Бизнес-альянс» Алексей Киркоров.
Скрипичников рассчитывает, что изменения снизят стоимость лизинга и увеличат приток инвестиций на этот рынок. Но лизинговые компании и их потребители не верят, что сами по себе поправки смогут оживить рынок. Почти треть потерь прошлого года связаны с отменой ускоренной амортизации для легковых автомобилей с двигателем объемом до 3,5 л, замечает Круглая. По словам Скрипичникова, Минэкономразвития готово рассмотреть предложения о возврате для таких автомобилей ускоренной амортизации. Паршина же называет главной проблемой слишком короткие сроки договора. За 5—7 лет сложно расплатиться за вагоны, отмечает она, сроки нужно увеличить до 15—20 лет. Рынок лизинга следует за экономикой, резюмирует Киркоров: он начнет расти по мере обновления производств.
Дмитрий КАЗЬМИН, Алексей БИРЮКОВ