веФальшивые деньги на руках — еще не повод отправить человека в тюрьму, такие указания получили люди в мантиях от главной судебной инстанции. Так Верховный суд защитил от уголовных недоразумений граждан, кому подделки попали в руки по ошибке.
Поводом послужило дело некоего гражданина Алексеева (фамилия изменена), осужденного за сбыт поддельной тысячной купюры. Его взяли после того, как он расплатился в магазине, так сказать, нарисованной бумажкой. Причем продавец усомнилась в подлинности хрустящей купюры только вечером.
Так случилось, что она запомнила Алексеева, а сыщики смогли его найти. В итоге человека привлекли как настоящего фальшивомонетчика. На суде обвиняемый объяснил, что ничего плохого в уме не держал: фальшивки он получил на рынке, когда менял пятитысячную купюру. Мол, ушлые торговцы, пользуясь случаем, всучили ему несколько поддельных бумажек. А он не разглядел.
Конечно, эти слова могли быть обычной уверткой преступника. В таком случае следствие должно было предъявить весомые доказательства, что перед ним матерый фальшивомонетчик. Однако обвинители не стали утруждать себя сбором улик, ограничившись справкой, что купюра действительно поддельная. А суд, получается, поверил на слово следствию и не поверил человеку. В итоге Алексеева осудили на пять лет: это минимальная планка по статье, которую ему вменили.
Самое страшное, что в такой ситуации может оказаться любой человек. Всегда ли мы внимательно изучаем деньги, полученные на сдачу? Допустим, внимательно. А в состоянии ли среднестатистический гражданин отличить хорошую подделку от настоящей купюры? Цена же ошибки в данном случае от пяти до восьми лет свободы. И — честное имя.
Кстати, во втором квартале нынешнего года банки выявили около тридцати тысяч липовых тысячерублевых купюр. Именно такой номинал предпочитают фальшивомонетчики: каждый год в общем числе подделок 95 процентов составляют нарисованные тысячи.
Как правило, те, кто делает деньги, точнее подделывает, сам ими не пользуется. Изготовители «липы» продают свой товар оптом каким-нибудь сбытчикам. Тут, если можно так выразиться, все честно: покупатели знают, что берут поддельные деньги, и платят по 30—40 процентов от номинала. Потом они разъезжают по рынкам и различным ночным ларькам, как бы разменивая деньги. Обычно для этого покупают какую-то мелочь, получая сдачу настоящими купюрами. А из карманов обманутых продавцов липовые рубли вполне могут перекочевать и в руки покупателей. Получается своего рода русская рулетка: кто первый попадется, тот и пропал. Понятно, что если человек обнаружит, пусть и с опозданием, обман, то может добровольно сдать фальшивку в милицию. Или выбросить в мусорное ведро. Тогда ему ничего не будет. А что если он вовремя не заметит фальшь в рублях?
Верховный суд России объяснил, что в таком случае наказывать человека нельзя. Пересмотрев дело Алексеева, главная судебная инстанция отменила приговор и направила дело на новое рассмотрение. Как пояснили в Верховном суде, при сбыте поддельных купюр лицом, которое их не изготавливало, надо обязательно доказать умысел. Следствие должно предъявить неопровержимые улики, что человек знал, чем платил. Просто факта, что левые деньги оказались в чьих-то руках, мало, чтобы отправить человека в тюрьму.
В случае Алексеева суд обязан был исследовать саму купюру, насколько она хорошо изготовлена. Одно дело, если «липа» бросается в глаза, здесь еще можно о
Досье «РГ»
Во втором квартале нынешнего года в России было обнаружено 30 917 фальшивых рублевых банкнот и 1266 поддельных иностранных купюр. С апреля по июнь было найдено 29 673 поддельные купюры номиналом в 1000 рублей. Подделок номиналом 5 тысяч рублей выявлено 641, 500 рублей — 286, и 100 рублей — 213.
Среди поддельных иностранных купюр 862 раза встречались доллары. Среди других поддельных купюр: 104 купюры евро, 1 фальшивый китайский юань. Впервые были обнаружены и поддельные украинские гривны — 6 купюр.
Владислав КУЛИКОВ