Идея ЦБ делить банки на пять групп в соответствии с их экономическим состоянием вызвала жаркие споры у банкиров. Это ненужное рейтингование способно дестабилизировать ситуацию в банковском секторе, предупреждают одни. Главное, что банки знают, исходя из чего ЦБ их оценивает, возражают другие.
В начале августа этого года ЦБ на своем сайте представил на суд банкиров проект указания «Об оценке экономического положения кредитных организаций» (см. врезку). Чуть больше месяца ушло у банкиров на раздумья. На прошлой неделе предложения в Центробанк направили две ведущие ассоциации — Ассоциация российских банков (АРБ) и ассоциация региональных банков «Россия».
Обе изложили замечания на нескольких страницах. Однако взгляды на проект у них оказались диаметрально противоположными.
Предложение ЦБ раскрыть для банковского сообщества критерии оценки финансовой устойчивости в «России» сочли правильным. «Этот шаг может только приветствоваться банковским сообществом как свидетельство большей открытости Банка России во взаимоотношениях с кредитными организациями», — говорится в письме «России» директору департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексею Симановскому. «Нелогично, что сами банки не знают, как их оценивает ЦБ и в какую группу зачисляет», — говорит первый вице-президент ассоциации «Россия» Александр Хандруев. «Положительным моментом» называют в «России» единые оценки определения финансового положения как для классификации банков по группам, так и для отбора в систему страхования вкладов.
В АРБ, напротив, уверены, что предложенный регулятором метод оценки «преждевременный» и «несет значительные риски для банковской системы». «Это как раз тот случай, когда лучшее — враг хорошего», — негодует председатель правления банка «Электроника» Владимир Романов. «По сути, это рейтингование банков, а банковское сообщество к нему очень чувствительно», — говорит Романов. Банки еще не успели отойти от отбора в систему страхования, когда инвесторы и клиенты ждали получения банком статуса участника системы, вспоминает Романов. Если ЦБ начнет их разделять по группам, будет то же самое, резюмирует он.
«Необходимо оценивать состояние банков, но разделение на группы ни к чему хорошему не приведет, и смысла в этом нет», — соглашается зампред правления банка «Легион» Кирилл Парфенов. В той же системе страхования вкладов несколько ее участников лишились лицензий, напоминает Парфенов.
Очевидно, что рано или поздно эта информация станет публичной и это может подорвать работу банков, попавших в проблемную группу, а также спровоцирует появление черных списков, считает Романов. И добавляет, что в проекте ЦБ не прописано, какие санкции будет применять регулятор к банкам, попавшим, например, в группу «с повышенными рисками» или «с серьезными проблемами».
Впрочем, ЦБ и сейчас делит банки на группы, напоминает начальник отдела анализа кредитных рисков Промсвязьбанка Алексей Когарев. Но эта информация для «внутреннего пользования» и не разглашается, отмечает он. И банки только выиграют, если узнают об этом, считает Когарев. Только необходим переходный период для привыкания банков и регулятора к новой методике, считает председатель правления банка «Абсолют» Николай Сидоров.
В ЦБ не спешат комментировать отзывы банкиров. Но, по словам одного из его сотрудников, классификация банков на группы требуется только для выбора оптимального режима надзора за ними. Делать же публичной информацию об отнесении банков к той или иной группе никто не планирует.
Что предложил ЦБ
ЦБ предложил исходя из экономического состояния разделить банки на пять групп: банки «без выявленных недостатков», «с повышенными рисками», «испытывающие текущие трудности», «с серьезными проблемами» и банки «в критическом положении». Относить банк в ту или иную группу ЦБ намерен по результатам анализа основных показателей (капитал, активы, доходность, ликвидность), качества управления, прозрачности структуры собственности и выполнения банком обязательных нормативов ЦБ. Также ЦБ собирается учесть, получал ли банк раньше предписания о запрете на проведение различных операций, требования о необходимости финансового оздоровления банка и т. д.
Евгения Ватаманюк