Заместитель председателя правления «Газпрома» Андрей Круглов на вчерашней телефонной конференции не смог ответить на вопрос «от многочисленных акционеров компании» о сделке с акциями компании, которая раскрыта в отчетности группы за первый квартал 2006 года по международным стандартам.
«В июне 2006 г. Группа продала третьим сторонам 46 миллионов акций ОАО «Газпром» по цене 10,21 долл. США за акцию, сумма сделки составила 469,6 млн. долл. США. Одновременно Группа выпустила Европейские опционы «пут» на 46 миллионов акций ОАО «Газпром» по цене исполнения 13,27 долл. США. Срок опционов истекает в ноябре 2007 г.», — говорится в последнем параграфе отчетности. Аналитик Deutsche Bank Павел Кушнир, сославшись на многочисленные вопросы инвесторов и акционеров «Газпрома», попросил раскрыть подробности этой транзакции.
Топ-менеджер банка и автор сделки сообщил «Времени новостей», что финансирование привлечено на крайне привлекательных условиях. «Это была достаточно сложная структурированная сделка, по сути представлявшая собой совокупность нескольких опционных сделок, целью которой стало привлечение среднесрочного финансирования по ставке значительно ниже, чем LIBOR», — сообщил глава казначейства Газпромбанка Алексей Хавин, отметив, что средства были получены в форме межбанковского кредита. От дальнейших пояснений он отказался.
Участники рынка, опрошенные «Временем новостей», пожимали плечами, в лучшем случае, называя сделку «очень дорогим финансированием». «Возможно, у них (Газпромбанка — Ред.) возникли серьезные проблемы с текущей ликвидностью, а привлечь простой кредит под залог акций в короткие сроки не удалось», — говорит один из наших собеседников.
Если верить раскрытой в отчетности информации, получается, что банк, продав неназванным инвесторам акции по 10,21 долл. за штуку дал им опцион вернуть ценные бумаги до ноября, но уже по 13,27 долл. Конечно же, если бумаги «Газпрома» вырастут сверх зафиксированной в опционе цены, никто не захочет его реализовывать. Сделка будет закрыта без видимых для продавца потерь. Но если «покупатель» захочет вернуть акции по 13,27 долл., например, сегодня (цена 10,27 долл. на РТС), то банку придется терпеть убытки по два доллара с каждой бумаги, то есть 90 млн долларов (18% от привлеченного финансирования). К примеру, обычный кредит под залог этих акций Газпромбанк мог привлечь максимум под 6%.
Впрочем, весь механизм этой сделки полностью не отражен в отчетности. Не исключено, что Газпромбанк, принимая во внимание очевидные потери в случае, если акции материнской компании не продемонстрируют ударных темпов роста, захеджировал свои риски по этой сделке путем дополнительных соглашений с покупателем бумаг. Вполне возможно, что в своей отчетности по международным стандартам (пока не опубликована) банк раскроет дополнительные подробности.
Наталья Романова, Алексей Гривач