В ближайшее время Госдума проведет слушания по практике осуществления Центробанком банковского надзора. Об этом депутатов попросила Ассоциация российских банков (АРБ). Ассоциация предлагает парламентариям рассмотреть, в частности, идею перехода от валового к избирательному методу информирования Росфинмониторинга о сделках, подлежащих обязательному контролю.
О планах провести парламентские слушания, посвященные практике банковского надзора, вчера сообщил председатель банковского комитета Владислав Резник. Точная дата будет назначена на одном из ближайших заседаний комитета. «Скорее всего, комитет одобрит возможность проведения слушаний»,— сообщил зампред комитета Павел Медведев. С инициативой слушаний выступила АРБ. «Практика осуществления банковского надзора банкиров не удовлетворяет, и в результате все чаще доходит до решения споров с ЦБ в суде»,— рассказал исполнительный вицепрезидент АРБ Андрей Емелин. По его словам, на слушания предстоит вынести несколько вопросов, например вопрос прозрачности допуска банков в систему страхования вкладов и исполнения банками закона об отмывании преступных доходов. «Мы хотим публичной дискуссии с ЦБ, который, надеюсь, тоже примет участие в слушаниях»,— заявил Емелин.
Одним из вопросов, которые АРБ хочет обсудить с регулятором и депутатами, станет отправка банками в Росфинмониторинг сообщений о сделках, подлежащих обязательному контролю. По мнению АРБ, сегодняшняя практика валовой отправки огромного объема информации усложняет жизнь и банкам, и самому Росфинмониторингу. «Объем передаваемой банками информации совершенно неадекватен потребностям правоохранительных органов. Банкиры отправляют в Росфинмониторинг 20 тыс. сообщений в день, 8 млн — в год. Из них реально связаны с отмыванием денег единицы»,— сетует Емелин. Он объяснил, что есть два возможных подхода к отправке сообщений- валовой, который сейчас используется в России, и избирательный, который применяют западные банки. Банк сам анализирует операции (что, конечно, требует времени) и после того сообщает регуляторам только о подозрительных.«В Германии крупный банк посылает 10—20 сообщений в год»,— привел пример Емелин.
Он также считает, что нужны четкие критерии для определения нарушений «антиотмывочного» закона.
«Сведения в Росфинмониторинг отправляются автоматически, поэтому банкам не так уж трудно исполнять требование. Но если мы уйдем от валового метода, объем обязательных сообщений сократится, и это будет удобнее и банкам, и Росфинмониторингу»,— соглашается первый зампред правления Инвестсбербанка Константин Богомазов. Однако при нынешних критериях определения операций, подлежащих контролю, анализировать их все банку будет очень накладно- придется нанять больше сотрудников.
Чтобы избежать этого, по мнению Богомазова, нужны новые критерии операций, подлежащих обязательному контролю. «Я за то, чтобы критерии выбора подозрительных сделок были как можно более формальными, с тем чтобы их отслеживание можно было максимально автоматизировать»,— резюмирует Богомазов.
«Банковское сообщество давно просит упростить отчетность, представляемую в ЦБ»,— делится проблемой представитель крупного банка, попросивший об анонимности. По его словам, банки ежемесячно сдают около 60 различных форм, многие из которых не несут особой ценности, но представление их не вовремя влечет наказание со стороны регулятора. «Другой пример — ЦБ собирается внедрить упрощенный подход к оценке кредитного риска. Это разумно, учитывая невысокий уровень развития риск-менеджмента и несложность операций большинства российских банков. Но есть группа крупных банков, которые уже сейчас в состоянии применять более сложные модели, вплоть до системы внутренних рейтингов»,— говорит банкир. Это могло бы упрочить их конкурентные позиции, что банк и планирует довести до сведения регулятора.
Елена Хуторных