Ипотечные агентства Fannie Mae и Freddie Mac не хотят в одиночку отвечать за рост неплатежей и требуют от банков, продавших им эти ссуды, чтобы те выкупили их обратно.
Агентства пытаются уличить заемщиков и банки в предоставлении ложной информации при заполнении заявок на кредит. Заставив банки выкупить часть ипотечных кредитов, Freddie Mac за первое полугодие заработало $2,7 млрд по сравнению с $1,7 млрд годом ранее. За январь — июнь его требования о выкупе ссуд увеличились с $3,8 млрд до $5,6 млрд.
«Это битва за каждый кредит, — признает гендиректор Bank of America (BofA) Брайан Мойнихан. — Это война, и какое-то время она будет продолжаться». В начале августа BofA сообщил, что за полгода объем требований выкупить кредиты вырос на 46% до $11,1 млрд.
Fannie Mae и Freddie Mac могут давить на банки, поскольку принадлежат государству. «Полное исчезновение» частного капитала с ипотечного рынка за последние три года — «убедительная иллюстрация», что произошло бы, если бы не вмешалось правительство, утверждает министр финансов США Тимоти Гайтнер. Белый дом обещает к январю подготовить предложения о будущем агентств. Вряд ли государство скоро уйдет с этого рынка — сейчас девять из 10 новых ипотечных ссуд имеют правительственные гарантии.
Некоторые заемщики, не способные выплачивать кредит, неожиданно получают помощь от фондов-«стервятников». Этим, например, занимается Selene Residential Mortgage Opportunity Льюиса Раньери, сделавшего карьеру в Salomon Brothers, автора бестселлера «Покер лжецов». Selene покупает ссуды с дисконтом и реструктурирует — сокращает тело кредита и понижает ставки. Шансов выгодно перепродать такую ссуду больше, чем ту, по которой платежи не поступают. Правда, большинство ипотечных кредитов упакованы в ценные бумаги, и дотянуться до них фонды не могут.
Татьяна БОЧКАРЕВА