Вчера стало известно, что на Ставрополье задержаны двое граждан Украины, которых подозревают в убийстве зам-преда Центробанка Андрея Козлова. Как выяснили «Известия», задержанные уже дали признательные показания, но о заказчике преступления не говорят ни слова, поскольку не знают его. А между тем у следствия появилась еще одна версия убийства, которая ведет за границу. Выяснилось, что за два с половиной месяца до убийства Козлов прилетал в Таллин и встречался со своим эстонским коллегой — главным финансовым инспектором Раулем Мальмстейном. Козлов настаивал на закрытии двух крупных банков, через которые, по его мнению, из России уходят на Запад огромные потоки денег.
Во вторник утром появилась информация, что оперативники МУРа задержали двоих подозреваемых в убийстве Андрея Козлова. Однако в течение дня МУР, а следом МВД, ФСБ и Генпрокуратура РФ опровергли эту информацию.
— Во всяком случае, мы этого не подтверждаем. Поймите, есть такое понятие, как тайна следствия, — заявили «Известиям» в Генпрокуратуре.
Тем временем «Известиям» удалось узнать некоторые детали прошедшей операции по задержанию подозреваемых.
— Нам позвонили московские коллеги из оперативно-розыскного бюро Главного управления МВД и попросили оказать поддержку в задержании двух подозреваемых в убийстве первого зампреда Центробанка, — сообщил «Известиям» источник в Ставропольском уголовном розыске. — Адрес и фамилии подозреваемых им уже были известны. Мы обеспечивали только оперативное прикрытие.
Оба задержанных оказались гражданами Украины, причем оба — в прошлом офицеры спецназа. На их след вышли благодаря распечатке телефонных переговоров по мобильной связи в день убийства в районе Сокольников. Анализируя тысячи мобильных звонков, совершенных в вечерние часы 13 сентября, следователи обратили внимание на два немосковских номера, с которых звонили людям, находившимся в Сокольниках. Кто звонил следствию, установить не удалось. Номер был оформлен на вымышленное лицо и после убийства Козлова исчез вместе с телефоном. Зато были установлены владельцы телефонов, на которые поступали звонки. Они оказались гражданами Украины, проживали в Ставрополе на арендуемой квартире.
По данным источника, почти сразу же после задержания двух мужчин доставили в Москву, они признались в содеянном, но заверили, что заказчик их использовал вслепую и после выполнения заказа ни разу не выходил на связь и даже не расплатился с ними.
А между тем в последнем номере таллинского еженедельника Eesti Ekspress была опубликована статья «Ультиматум убитого русского банкира», вызвавшая большой резонанс в Эстонии. Именно эта статья заставила следствие по делу об убийстве Андрея Козлова в корне пересмотреть прежние мотивы преступления. Как выяснилось, в конце июня Козлов инкогнито прилетел в Таллин, где встретился со своим старым знакомым, главой финансовой инспекции страны Раулем Мальмстейном, который осуществлял надзор за эстонскими банками. Московский гость располагал информацией о том, что с начала года через банки SEB Eesti Uhispank и Sampo Pank из России ушли сотни миллиардов рублей, которые — обмененные на доллары и евро — осели затем на счетах каких-то подозрительных офшорных компаний. Козлов был уверен, что таким образом через эти банки отмываются немыслимые потоки российских денег, полученные в результате незаконных финансовых махинаций и уклонений от налогов. В разговоре с Мальмстейном Козлов подчеркнул, что это лишь начало бегства российского капитала на Запад. Как пишет Eesti Ekspress, подобное происходит, как правило, за год до президентских выборов. Зампред Центробанка РФ потребовал закрыть несколько счетов в вышеперечисленных банках, в противном случае пригрозил «подпортить перед мировым сообществом цивилизованный имидж всей банковской системы Эстонии». Угроза серьезная, подобные слова прозвучали в адрес рижских VEF Banka и Multibanka, которые США назвали «каналами для отмывания в Европе и Америке денег преступных группировок». Судя по всему, Эстонии крайне не хотелось бы оказаться в положении латвийских коллег. Поэтому банк Sampo Pank предпочел сам закрыть подозрительные счета. SEB Eesti Uhispank ограничился предоставлением инспекции подробных данных на указанные Козловым счета. Тем не менее в начале сентября восемь счетов банка SEB Eesti Uhispank были арестованы. 13 сентября Козлова застрелили. Вскоре после этого (через две недели после начала проверки) восемь подозрительных счетов банка SEB Eesti Uhispank снова были открыты. Доказательств, что через эти счета проходили преступные деньги, эстонские финансовые инспекторы не обнаружили.
* * *
Преступник настиг банкира у дверей квартиры
Во вторник вечером в Москве был убит директор филиала Внешторгбанка 24, бывший депутат Моссовета Александр Плохин. Преступник выстрелил в банкира на лестничной площадке возле его квартиры. Сейчас следствие отрабатывает несколько версий преступления, в том числе и убийство
Директор филиала Внешторгбанка 24 на Новом Арбате 58-летний Александр Плохин 20 лет прожил в обычной панельной девятиэтажке на Коломенской набережной Москвы. Утром в среду у дверей его квартиры появились темно-бордовые розы, точно в цвет запекшейся крови, которую еще не успели смыть на лестничной площадке 15-го этажа.
— Мы возвращались с мужем из театра около половины одиннадцатого вечера, — рассказала «Известиям» соседка Плохина Зоя. — Дверь лифта открылась, а на полу в огромной луже крови лежит Александр Александрович, я чуть сознание не потеряла от ужаса.
Как выяснили «Известия», в начале десятого Плохин оставил свой «Лексус» на автостоянке, забрал почту и поднялся на 15-й этаж. Киллер, судя по всему, поджидал Плохина в нише стены на площадке, где расположен мусоропровод. Он вышел из своего укрытия, когда банкир открывал тамбурную дверь, и выстрелил ему в голову. Плохин погиб сразу, а пуля пробила стеклянную дверь и застряла в косяке квартиры. Следствие не исключает, что у киллера был сообщник, который находился на втором этаже и подал ему знак, что банкир вошел в лифт.
По словам соседей, Александр Плохин был достаточно замкнутым человеком. У него остались жена, сын и двое внуков.
Александр СТЕПАНОВ