Льготные автоссуды стали драйвером как для развития рынка отечественного автокредитования, так и автомобилестроения. От желающих взяться за «руку помощи», протянутую государством, нет отбоя. Количество выданных по таким программам кредитов с начала 2010 года уже превзошло прошлогодний результат. Банкиры отмечают, что 20% выданных автокредитов приходится именно на подобные льготные продукты.
Как сообщил министр промышленности и торговли Виктор Христенко на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным, число льготных автокредитов за семь месяцев 2010 года превысило показатели за прошлый год на 18 тыс. и составляет более 90 тыс. «В этом году эта норма действует с начала года. На сегодняшний день — 200 тыс. заявок на льготное кредитование и более 90 тыс. выданных льготных кредитов. То есть за первые семь месяцев мы уже целиком превысили показатели прошлого года», — заявил Виктор Христенко. Программа по льготному кредитованию была запущена весной 2009 года, в прошлом году по ней было выдано 72 тыс. льготных кредитов. Напомним, что автокредиты в рамках госпрограммы субсидирования процентной ставки предоставляются на покупку новых легковых автомобилей отечественных и иностранных марок, произведенных на территории России, стоимость которых не превышает 600 тыс. рублей. Процентная ставка по этим ссудам определяется как разность между действующей ставкой банка-кредитора и 2/3 от ставки рефинансирования Банка России, которая на данный момент составляет 7,75%. Первоначальный взнос обычно не ниже 15% от стоимости машины.
«Мы видим стабильный спрос на эту программу. Ею воспользовались примерно 20% наших клиентов в сегменте автокредитования. Мы считаем, что ее продление положительно скажется на росте автомобильного рынка и как следствие на динамике автокредитования», — говорит вице-президент, начальник управления по развитию продаж банковских продуктов «Ренессанс Кредит» Сергей Васильев.
Эксперты уверены, что программы господдержки стали серьезным подспорьем для восстановления отечественного автопрома. «В глобальном смысле: льготные автокредиты оказались очень востребованы населением. Об этом свидетельствует и тот факт, что даже АвтоВАЗ не справляется с объемами продаж, и клиентам приходится ждать свой автомобиль по нескольку месяцев. На наш взгляд, благодаря таким программам остались на плаву автосалоны, специализирующиеся главным образом на продаже отечественных транспортных средств», — говорит заместитель генерального директора ГК «Страховой магазин Эксперт» Татьяна Казакова.
В среднем процентная ставка в рублях по льготному автокредиту — 7,83%, по классическому автокредиту — около 13—14%. Несмотря на то что, по мнению экспертов, покупатель, выбирающий автомобиль из сегмента эконом-класса — стоимостью не более 600 тыс. рублей, часто склоняется в пользу льготной программы, она почти не повлияла негативно на спрос на классические кредиты. «Не могу согласиться с тем, что популярность льготных автокредитов снижает интерес к другим автокредитам. Напротив, именно льготные автокредиты во многом подогрели интерес к автокредитам как таковым», — говорит Сергей Костюков, заместитель начальника департамента розничных продаж банка «Открытие».
По его словам, клиент, изначально привлеченный возможностью открыть льготный автокредит, рассматривает все остальные предложения и в итоге останавливается на другом, более выгодном для него варианте. Дело в том, что для кого-то условия по льготному автокредиту не всегда удобны, так как эта программа предусматривает ряд ограничений по первоначальному взносу и сроку кредита. «Кроме того, большинство автопроизводителей в тандеме с дочерними банками и/или банками-партнерами также предлагают интересные кредитные программы, которые зачастую не только не уступают программе субсидирования правительства РФ, но и имеют более интересные условия», — добавляет директор департамента автокредитования Москоммерцбанка Виктор Хребет.
Эксперты уверены, что в ближайшее время программы льготного кредитования останутся одними из самых востребованных. «Не думаю, что популярность льготного автокредитования очень быстро сойдет на нет. Этот вид перспективен для нашего рынка, в том числе и с позиции маркетинга. На наш взгляд, сегодня льготные программы косвенно увеличивают продажи отечественных автомобилей», — говорит Сергей Костюков. Виктор Хребет добавляет: «На мой взгляд, данная программа занимает определенную нишу на рынке автомобильного кредитования — кредитование продукции АвтоВАЗа, некоторых моделей «Рено» и «Форд». В данном сегменте автомобилей ее популярность продолжит возрастать». Кроме того, популярность данной программы зависит от размера субсидии, которая в настоящее время привязана к ставке рефинансирования ЦБ, поэтому в случае дальнейшего понижения ставки будет уменьшаться, тем самым снижая привлекательность программы субсидирования.
Любовь ЦАРЕВА, Екатерина БОГОМОЛОВА