Крупнейшие банки страны пытаются привлечь от вкладчиков побольше валюты, чтобы выдать ее бизнесменам для финансирования сделок.
Повышение ставок по валютным вкладам — тренд последнего месяца, указывает старший экономист Альфа-банка Наталия Орлова, банки озаботились созданием подушки валютной ликвидности.
В числе первых доходность валютных вкладов пересмотрели крупнейшие банки: Сбербанкна прошлой неделе повысил ее на 0,5% годовых, Банк Москвы — на 0,2—0,8%, а вчера к ним присоединился «ВТБ 24» (+0,8% по депозитам в долларах).
Одновременно банки продолжают снижать привлекательность рублевых вкладов. «ВТБ 24» уменьшил их доходность на 1 п. п., Сбербанк — на 0,6—1,75 п. п. Максимальные ставки по валютным и рублевым вкладам у госбанков почти сравнялись: у «ВТБ 24» — 5,1 и 7% годовых, у Сбербанка — обе по 6%.
«ВТБ 24» намерен сбалансировать портфель срочных вкладов и увеличить долю вкладов в долларах, объяснила замдиректора департамента розничного бизнеса Юлия Деменюк. Данные о валютном риске банк не раскрывает. Месяц назад его президент Михаил Задорнов сообщил, что часть депозитов, в том числе валютных, банк выдает в виде межбанковских кредитов материнскому банку — ВТБ. Он должен своей розничной «дочке» 200 млрд руб., из которых 60 млрд руб. получил от нее в первом полугодии. Финансовый директор ВТБ Герберт Моос заявлял, что банк будет переориентироваться с привлечения на рынках капитала на более дешевые вклады населения, вспоминает аналитик «Атона» Светлана Ковальская, видимо, это касается и валюты.
«Сбербанк решил повысить ставки по валютным вкладам, потому что сейчас есть повышенный спрос среди корпоративных заемщиков на доллары, и этот спрос не уникален для Сбербанка», — рассказывает зампред правления Антон Карамзин. Он отмечает, что Сбербанк находится в русле рыночных тенденций: сейчас дефицит долларовой ликвидности и избыток рублевой. По его словам, доллары, как валюта с относительно низкой процентной ставкой, сейчас пользуются спросом у заемщика, но удовлетворить этот спрос на внутреннем рынке становится сложнее, потому что и розничные вкладчики, и компании доллары в банках почти не хранят. Такое поведение клиентов он объясняет тем, что доллар до последнего времени падал и вкладчики перевели существенную часть сбережений в рубли.
Его слова подтверждает статистика Агентства по страхованию вкладов (АСВ), согласно которой доля валютных вкладов неуклонно снижается с середины 2009 г.: за январь — июнь она снизилась с 26,4 до 21,5%, а к концу года АСВ ожидает 17—19%.
Спрос на валютные кредиты при этом растет, отмечает Орлова, в том числе
Банки пытаются удержать долю валютных пассивов соизмеримой с валютными активами, оттого и стараются подогреть интерес граждан повышением ставок, полагает заместитель гендиректора АСВ Андрей Мельников.
Раз Сбербанк и ВТБ хотят увеличить долю валютных пассивов, они либо планируют увеличение валютных активов (в первую очередь за счет кредитов), либо вынуждены корректировать свою позицию под уже существующие валютные активы, рассуждает аналитик Fitch Александр Данилов.
Последние крупные сделки ВТБ были в основном валютными: кредит Украине на $2 млрд, финансирование покупки «Уралкалия» (по $1 млрд структурам Сулеймана Керимова, Александра Несиса и Филарета Гальчева) и «Сильвинита»(около $1 млрд тому же Керимову). Сбербанк недавно рефинансировал кредит UC Rusal перед ВЭБом на $4,5 млрд. Менеджер Сбербанка объяснял «Ведомостям» потребность банка в валюте в том числе этой сделкой.
«Вероятно, госбанкам необходимо валютное фондирование под кредитование крупнейших корпоративных заемщиков, — говорит Ковальская. — В частности, Сбербанк, который рефинансирует валютный кредит «Русала»,
Банк Москвы, по словам его представителя, следует за конкурентами — Сбербанком и «ВТБ 24», чтобы доходность была на рыночном уровне, к тому же банк активно выдает кредиты в валюте, но кому — не уточнил.
Население же брать валютные кредиты не хочет — люди слишком напуганы девальвацией конца 2008 — начала 2009 г. С середины прошлого года спрос населения на валютные вклады стабильно снижается, говорит директор департамента розничных продаж Промсвязьбанка Егор Шкерин.
Время поджимает
Со следующего года компании смогут относить на себестоимость проценты по валютным кредитам, не превышающим 80% ставки рефинансирования (сейчас это 6,2% годовых). Сейчас компании могут включать в расходы проценты по ставке до 15% годовых. На кредиты, взятые до конца года, новшество не распространится и компании торопятся взять валютные займы. Банки уловили этот спрос, уверена Орлова.
Татьяна ВОРОНОВА, Наталия БИЯНОВА, Наиля АСКЕР-ЗАДЕ, Людмила КОВАЛЬ