Последние экономические новости похожи на завязку фильма ужасов: ничего страшного пока не произошло, но напряжение быстро растет. Например, вчера американская «Национальная ассоциация риэлторов» сообщила, что продажи домов на вторичном рынке жилья в США в июле снизились на 27,2% до 15-летнего минимума — 3,83 млн единиц. Аналитики, опрошенные агентством Bloomberg, ожидали падения, но не такого мощного: на 13,4% до 4,65 млн. В самой ассоциации, впрочем, падения ожидали и утверждают, что не все так страшно: по итогам благодаря активным покупкам в январе-июне продажи достигнут 5 млн (для сравнения, среднегодовые продажи за последние 20 лет составляли 4,9 млн).
Риск повторной рецессии в США за последние 6 месяцев вырос, заявил заявил президент Федерального резервного банка Чикаго Чарльз Эванс. По его словам, восстановление экономики США идет «крайне умеренно» и «более медленно, чем мы надеялись».
Вот еще одна страшная новость: экономике Британии может угрожать рецессия. Так сказал новый член комитета по денежно-кредитной политике Банка Англии Мартин Уил в интервью Times. Ключевое слово — «новый». При этом, выйдя из рецессии в конце прошлого года, английская экономика растет, а комитет Банка Англии, членом которого является Уил, проголосовал за сохранение ставки на рекордно низком уровне в 0,5%, чтобы она росла и дальше.
Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц предупредил, что европейскую экономику может настигнуть рецессия, поскольку правительства будут сокращать бюджетный дефицит до установленного законодательством ЕС уровня в 3%, не считаясь с тем, что сокращение расходов и инвестиций повредит экономике. Сейчас дефицит в Британии составляет 11,5%, Испании — 9,4%, Греции — 8,1%, Франции — 7,8%, а Германии — 3,5%. Правда, пока европейская экономика демонстрирует прямо противоположные тенденции: она ускорилась во втором квартале с 1% до 1,7%.
И, наконец, Россия. В июле наш ВВП упал на 0,3% по сравнению с июнем. Правда, замруководителя МЭР Андрей Клепач надеется, что традиционное осеннее оживление инвестиций поможет экономике по итогам года показать приемлемые результаты.
В общем, мировая экономика замедляется. Для многих экономистов это было очевидно еще два месяца назад. Причина тоже ясна: закончился быстрый рост, который обеспечивался загрузкой опустевших во время кризиса мощностей. Дальше рост возможен только за счет новых инвестиций и потребительских расходов, но инвесторы и потребители после кризиса осторожничают. Некоторым странам еще предстоит столкнуться с замедлением, а, например, в России засуха приблизила его наступление, но торможение экономики неизбежно так же, как приход злодея в фильме ужасов.
Николай ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ