Рост импорта ведет Россию к нулевому внешнеторговому балансу. Текущая динамика экспорта и импорта способна обеспечить паритет между ними в течение одного-двух месяцев. Центробанку придется или ослабить рубль, или решиться на вступление в «новую макроэкономическую эпоху», констатируют финансисты.
Импорт в Россию в первом полугодии вырос почти в 2 раза и продолжает расти, а экспорт увеличился лишь на 15%, и его рост останавливается. Если импорт продолжит рост со среднемесячными темпами первого полугодия (почти 17,7% в месяц), а объемы экспорта останутся на уровне июня, то экспорт сравняется с импортом уже в октябре-ноябре.
Внешний спрос на российские товары, который в первом квартале текущего года был основным драйвером роста экономики, начал стагнировать. Ситуацию усугубляет усиление конкуренции с импортом на внутреннем рынке
С марта физический объем экспорта стал снижаться, с $33,81 млрд в марте до $31,34 млрд в мае, но подрос в июне, до $31,82 млрд. Импорт ежемесячно растет: c $9,69 млрд в январе до $18,26 в июне (на 37% больше, чем в июне 2009 года). «Это говорит о том, что стабилизация ситуации с внутренним спросом обеспечивает поддержку в первую очередь зарубежным производителям», — комментирует директор Центра макроэкономических исследований и стратегических разработок компании «БДО» Елена Матросова. По ее мнению, высокие цены на нефть в мире способствуют в России «лишь наполнению бюджета и улучшению финансового положения экспортных компаний, но не являются стимулом для роста экономики».
Положительная динамика индекса физического объема экспорта металлов и газа в первом полугодии 2010 года (рост на 12,8% и 15,8% соответственно) полностью определялась низкой базой предыдущего года (снижение на 20,6% и 45% соответственно за аналогичный период 2009 года), обращают внимание эксперты исследовательского центра. Они считают, что сокращение российского экспорта в ближайшее время может продолжиться, «так как ситуация в экономиках основных торговых партнеров России остается напряженной».
Директора российских промышленных предприятий, согласно опросу Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики, тоже ожидают в оставшиеся месяцы года замедления и даже остановки роста промпроизводства
Елена Матросова сомневается, что сальдо торгового баланса дойдет до нулевой отметки. «По мере его уменьшения будет наблюдаться ослабление рубля, так как объем иностранной валюты на внутреннем рынке будет сокращаться, а Центробанк вряд ли будет тратить резервы для компенсации выпадающих объемов, — объясняет экономист. — Это, в свою очередь, вызовет замедление роста импорта, а возможно, и его частичное сокращение в зависимости от глубины ослабления рубля». Поэтому, по ее мнению, до нулевого сальдо можно будет дойти «только при резком падении цен на экспортные товары». Если же допустить, что торговое сальдо дойдет до отрицательных величин, «девальвационные процессы усилятся и независимо от Центробанка и Минфина, хотя им девальвация даже выгодна», говорит Елена Матросова.
Советник Института современного развития Никита Масленников убежден, что «до сокращения сальдо торгового баланса до нуля есть временной резерв — как минимум полтора-два года». Он подчеркивает, что пока сальдо устойчивое и страхи скорой девальвации преувеличены. Но он все же соглашается, что в оставшиеся месяцы текущего года в связи с летней засухой произойдет еще более основательный рост импорта.
Начальник аналитического отдела компании «Русс-Инвест» Дмитрий Беденков не соглашается. Он напоминает, что во втором квартале рост импорта был опережающим (импорт вырос на 28%, а экспорт — только на 5,7%). «Этот рост был обусловлен прежде всего ростом инвестиционной активности в экономике, — уверен аналитик. — В июле же инвестиции в основной капитал в годовом выражении выросли лишь на 0,8 процента, в то время как данные за июнь показывали рост на 7,4 процента. Налицо тенденция замедления восстановления инвестиций в экономику, что негативно отразится и на уровне импорта». Ожидаемый рост импорта сельскохозяйственной продукции станет в значительной степени компенсацией провала предыдущих месяцев, считает Дмитрий Беденков. «В июле продовольственные товары и сырье для их производства составили менее 13 процентов импорта из стран дальнего зарубежья, причем в абсолютном выражении импорт продовольствия снизился на 8,5 процента к показателю июня», — напоминает он.
«Мы на пороге новой макроэкономической эпохи, когда у нас достаточно серьезно меняются внешнеэкономические факторы», — заявляет Никита Масленников. При сохранении нынешних тенденций к 2013 году доля экспорта в ВВП сократится с нынешних 30 до 20%, говорит он со ссылкой на расчеты Минэкономразвития. «А это будет уже другая макроэкономика: другие денежные потоки, другая интенсивность работы финансовой системы и другая валютная политика, — прогнозирует эксперт. — Скорее всего, будет расти волатильность курса рубля, к которой экономика пока не готова и которая может привести к такому перераспределению потоков капитала, которое может спровоцировать серьезный инфляционный скачок. Я думаю, что мы обречены на переход к свободному курсу рубля. Это рискованно для экономики, но в перспективе это повышает статус национальной валюты».
По прогнозу «Русс-Инвеста», резкий обвал мировых цен на товарно-сырьевых рынках, в результате которого произойдет существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса России, «весьма вероятен в ближайшие полтора-три года». «Сохранение высоких цен на сырье и металлы ведет к росту издержек в промышленном секторе, что может стать существенным фактором торможения темпов восстановления мировой экономики, так что риск W-образной модели восстановления после кризиса 2008−2009 годов становится более вероятным, — говорит Дмитрий Беденков. — При таком сценарии Россия действительно может столкнуться с клубком проблем начиная с роста бюджетного дефицита и кончая девальвацией национальной валюты». Но, по мнению эксперта, накопленные Россией золотовалютные резервы позволят ей «значительное время обеспечивать стабильность на валютном рынке».
Евгений НОВИКОВ