Президент Франции Николя Саркози рассказал о своем видении финансовой реформы в мире: привлечь Китай к обсуждению валютных проблем, частично переложить на МВФ заботу об оттоке капитала, использовать SDR как мировую валюту и жестче регулировать сырьевой рынок.
В выступлении Саркози достаточно рациональных предложений. Безусловно, Китай надо привлекать к обсуждению вопросов, связанных с глобальными дисбалансами. Он уже стал второй экономикой мира, поэтому в следующие несколько лет неизбежна тенденция привлечения Китая в различные политические форумы. Таким образом он будет постепенно конвертировать свой экономический вес в политический. Также Китай будет все чаще привлекаться к переговорам в рамках «восьмерки».
Мы и дальше будем видеть так называемую conditionality: условием допуска Китая на различные форумы и в международные организации будет его согласие на либерализацию валютного курса. КНР уже объявила своим среднесрочным ориентиром политику, направленную на большую гибкость юаня. Это заявление должно облегчить взаимодействие Поднебесной и развитых стран в рамках международных институтов.
Я бы тоже согласился с предложением Южной Кореи об увеличении роли МВФ в адресной поддержке стран, испытывающих проблемы с оттоком капитала. По мнению корейцев, поскольку МВФ частично обязался бы взять на себя ответственность за эти проблемы, это избавило бы развивающиеся страны от необходимости держать большие валютные резервы на случай внезапного оттока капитала и помогло бы смягчить дисбалансы в мировой экономике. Очевидно, что в условиях большей глобализации, когда важность перетоков капитала в мировой экономике возросла, эти потоки требуют большей координации со стороны МВФ.
Такого рода инициативы оформляются как правило в виде нового вида кредита. И раньше у МВФ существовали специальные кредитные линии для развивающихся стран, которые испытывали проблемы с платежным балансом
Инициативы по увеличению роли SDR направлены на снижение зависимости от очень волатильной пары доллар-евро. Сейчас доллар и евро — это основные компоненты SDR; но, как предлагала в том числе и наша страна, SDR должен стать более репрезентативным, в него должен быть включен более широкий круг валют. Рост влияния этой валюты может идти по двум основным каналам. Во-первых, можно расширить круг расчетов с ее использованием. Сложно сказать, насколько возможно сейчас использовать SDR в двусторонних расчетах между странами, но в расчетах с международными финансовыми организациями — можно вполне. Во-вторых, можно увеличить долю SDR в валютных резервах для их диверсификации.
К предложению французского президента регулировать сырьевые рынки я бы отнесся скептически. Всегда, когда государство пытается исправить некоторые дисбалансы, оно порождает новые. Регулирование, связанное с прозрачностью, большей ответственностью? Да, безусловно. Но регулирование, которое связано с тем, чтобы устанавливать индикативные пределы или ценовые ориентиры, будет контрпродуктивно.
Ярослав ЛИСОВОЛИК