Банк России очень обеспокоен. У российских банков большие долги. Как рассказал вчера первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, чистая задолженность кредитных организаций с начала года выросла на $30 млрд. На начало 2006 года свободная ликвидность в банковской системе составляла 740 млрд рублей. К началу августа она выросла почти вдвое, до 1 трлн 280 млрд рублей. Сейчас же она составляет порядка 1 трлн 200 млрд рублей. «Нас беспокоит это не только с точки зрения роста объемов обязательств, но и с точки зрения повышения волатильности ликвидности. Волатильность высокая, нам хотелось бы более стабильной динамики», — сказал он.
Впрочем, исполнение желания о более стабильной динамике во многом зависит от самого ЦБ как от регулятора денежного рынка. Благо и ресурсы и полномочия позволяют ему вводить ограничительные меры. По словам Алексея Улюкаева, ЦБ уже принял меры, чтобы снизить «стимуляцию заимствований». Первый зампред ЦБ напомнил, что были повышены резервные требования к отчислениям в фонд обязательных резервов в части обязательств перед банками-нерезидентами (с 1 октября. — «Газета»). Кроме того, ЦБ намерен проводить более активную политику в сфере рефинансирования. По словам Алексея Улюкаева, Центробанку уже удалось повысить объем ликвидности банковского сектора, связанный инструментами Банка России на 240 млрд рублей по сравнению с прошлым годом. По его словам, эта цифра весьма существенна. Аналитики соглашаются, что мероприятия ЦБ полезны, но считают, что они несколько запоздали. «ЦБ правильно поступил, хотя мог бы сделать это и пораньше», — говорит начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов.
По словам аналитика, одной из причин роста волатильности является сезонный фактор. Осенью и зимой для реального обслуживания отечественной экономики требуется меньше денег, чем весной и летом. «К тому же зимой объем денег в экономике больше, поскольку под конец года бюджет тратит то, что не потратил в течение предыдущих месяцев», — говорит он.
Еще одной причиной является приток в страну иностранных денег. В этом году впервые на протяжении двух кварталов подряд наблюдался приток средств от нерезидентов. Но не следует забывать, что приток в любой момент может смениться своей противоположностью. В начале 2004 года случился огромный отток капитала — порядка $10 млрд. Это привело к напряженности на межбанковском рынке, когда кредитные организации перестали кредитовать друг друга, и в итоге случился локальный банковский кризис. Сейчас же ЦБ не ожидает повторения тех событий. По словам Алексея Улюкаева, наблюдается существенный приток со стороны консервативных инвесторов, которые приходят на долгий срок и «ориентируются не только на курсовую политику ЦБ, но и на фундаментальные показатели российской экономики». Дополнительным стимулом для притока капитала стала и отмена ограничений по капитальным операциям с рублем, добавил он.
Сам же Алексей Улюкаев тоже считает, что увеличению ликвидности способствует рост притока денег в Россию. Правда, банкир ведет речь о выручке от внешней торговли. Экспорт с начала года вырос на 28% относительно аналогичного периода прошлого года. При этом 4% роста обеспечено за счет увеличения физического объема экспорта, а остальное — за счет ценового фактора. В то же время рост импорта составил 29%, а на его ценовой фактор пришлось только 5% его роста. В этой ситуации ЦБ вынужден скупать валюту. «Предложение валюты ежемесячно было примерно на $10 млрд выше спроса, и если бы ЦБ не участвовал в покупках валюты, темпы укрепления рубля были бы выше и волатильность на денежном рынке тоже была бы существенно выше», — сказал зампред ЦБ.
Высокая волатильность является показателем повышенных рисков в секторе. Однако, по словам участников рынка, не стоит его переоценивать. «На данный момент основной проблемой банков может стать рискованная кредитная политика, связанная с расширением розницы. Также возможны проблемы при осуществлении мероприятий финансового мониторинга. Однако это, безусловно, касается отдельных кредитных организаций, и едва ли можно говорить о существенном влиянии на банковскую систему России в целом», — считает заместитель генерального директора по работе с кредитными организациями компании «ФинЭкспертиза» Наталья Борзова. В случае же какой-то дестабилизации в банковской сфере у ЦБ достаточно способов оперативно восстановить равновесие — как это уже было в 2004 году.
Евгений Мазин