Впервые на российском рынке «дочка» иностранного банка официально сменила стратегию бизнеса в связи с последствиями кризиса. Сведбанк (дочерний банк шведской группы Swedbank) будет развивать исключительно корпоративный бизнес, полностью заморозив розницу.
Вчера Swedbank завершил выработку стратегии для российского подразделения, рассказали «Ъ» в российском Сведбанке. «Считая сегмент корпоративного бизнеса более перспективным, Сведбанк сконцентрируется на обслуживании корпоративных клиентов с домашних рынков группы Swedbank -стран Северной Европы и Балтии. Также с целью увеличения прибыли банк планирует работать с определенным сегментом российских компаний, соответствующих новой стратегии организации»,— рассказал предправления Сведбанка Раймо Вало. Он подчеркнул, что, согласно новой бизнес-стратегии, банк в краткосрочном периоде не планирует активно развивать розничный бизнес, зафиксировав портфель на текущем уровне.
Сведбанк является 100-процентной «дочкой» шведской группы Swedbank. В феврале из капитала банка вышел ЕБРР, продав 15% акций Сведбанка шведской группе. Согласно рэнкингу «Интерфакса» на 1 июля, Сведбанк занимает 68-е по размеру чистых активов (49,743 млрд руб.) и 97-е место по размеру собственного капитала (3,944 млрд руб.). По итогам первого полугодия банк зафиксировал убыток в размере 1 млрд руб. Размер «плохих» кредитов (NPL) составил 6,83 млрд руб.
В конце прошлого года на рынке появились разговоры о желании шведских акционеров продать российский актив. Причины такого решения, по словам участников рынка, были такими же, что и у бельгийской группы KBC, которая в конце прошлого года официально объявила о намерении в перспективе нескольких лет продать свою российскую «дочку» Абсолют-банк. В обоих случаях материнские структуры оказались вынуждены сокращать свою активность за границей
Участники рынка не припомнили случаев резкой смены стратегии развития иностранных «дочек» в России. Однако отказ от розничного сегмента закономерен, ведь развитие розницы требует огромных инвестиций, считает зампред Абсолют-банка Евгений Ретюнский. «А в условиях ограниченных ресурсов превращение в корпоративный банк наиболее логично»,— добавляет он. «Модель работы банка исключительно в корпоративном секторе жизнеспособна, но здесь речь идет о сохранении текущего объема бизнеса, а не о его росте»,— указывает зампред Нордеа-банка Михаил Поляков. «Совсем сворачивать бизнес в России нет смысла, ведь многим клиентам в Швеции важно, чтобы банк мог обслуживать их и в России, это дополнительный сервис для клиентов внутри группы»,— уточняет господин Поляков.
Основной вопрос для банка теперь — обеспечить доходность за счет корпоративного бизнеса. «Шведским компаниям кредитные ресурсы от российского банка не нужны, они кредитуются в Швеции по гораздо более низким ставкам»,— говорит господин Ретюнский. С начала кризиса Сведбанк практически вдвое сократил свой кредитный портфель до 43,373 млрд руб. на 1 июля 2010 года, и в целом круг российских компаний, которые интересуют банк, не очень широк. Как сказали в самом Сведбанке, это компании, которые связаны с регионами Прибалтики и Северной Европы. «Мы особенно приветствуем у клиентов наличие бизнес-связей с домашними рынками Swedbank Group»,— сообщил Раймо Вало. «Но надо понимать, что многие из этих клиентов уже закредитованы в других банках»,— предупреждает бывший топ-менеджер банка.
Юлия ЛОКШИНА, Светлана ДЕМЕНТЬЕВА