В ближайшее время страну ожидает кампания сокращения штата чиновников, милиционеров и преподавателей вузов. Об этом уже объявили президент Дмитрий Медведев и глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. Однако это сокращение обойдется без массовых увольнений и практически не увеличит безработицу. Под сокращение попадут мертвые души, вакансии и уходящие на пенсию — считают эксперты. Для искусственного снижения безработицы в частном секторе госбюджет выделяет сегодня более 36 млрд. руб. Увольнение же чиновников, милиционеров и преподавателей — если оно действительно состоится — дополнительных расходов почти не потребует.
В бюджете-2010 для борьбы с безработицей выделено более 36 млрд. руб. В рамках этой суммы Минздравсоцразвития сегодня выделяет средства регионам для предотвращения увольнений работников с частных предприятий, а также средства на организацию безработными малых предприятий. Объявлено и о массовых сокращениях в госсекторе. Президент Дмитрий Медведев поручил правительству подготовить предложения по сокращению численности российских чиновников на 20%. Согласно расчетам Минфина, это означает сокращение более 120 тыс. человек. Кроме того, в результате реформы МВД предполагается сократить численность сотрудников милиции на 20%, что может составить более 200 тыс. человек. В середине августа глава Минобрнауки Андрей Фурсенко объявил, что без работы могут остаться около 100 тысяч преподавателей вузов.
Однако предстоящее сокращение в госсекторе окажется, скорее, виртуальным и не потребует от бюджета больших затрат. «Каких-либо массовых увольнений в связи с объявленными сокращениями ожидать не стоит. Попытки реальных сокращений персонала часто оборачиваются в нашей стране конфликтами, в которых никто не заинтересован. Поэтому сокращение, даже если оно и состоится на практике, чаще происходит за счет естественных процессов: сокращения незанятых вакансий, добровольного ухода людей на другую работу, выхода на пенсию и т. п. В другой экономической среде — например, в США — сокращение персонала обычно происходит с помощью массовых увольнений. В России же такое проблематично», — считает директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон. Поэтому, по его словам, и дополнительных бюджетных средств на искусственное снижение безработицы по образцу реализуемой сегодня программы «снижения напряженности на рынке труда», скорее всего, не потребуется. Кроме того, потенциальные риски нивелируются тем, что высвобождение чиновников, преподавателей и милиционеров будет размазано по многочисленным российским городам. «Десять тысяч новых безработных в одном городе — это серьезная проблема, а то же количество безработных, распределенных по 83 регионам, вряд ли станет заметным фактором», — считает Гимпельсон. Из сотен тысяч «лишних» чиновников, милиционеров и преподавателей лишь единицы попадут в статистику безработицы.
«Если говорить о чиновничьем аппарате, то в нем сокращение происходит очень просто. Сокращаются пустые вакансии, которые всегда держатся про запас. Далее сокращаются работники технического персонала. Кроме того, наряду с сокращением всегда идет создание новых структур, и люди просто перетекают из одних в другие. Российский чиновничий аппарат сам себя увольнять никогда не будет», — поясняет директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Соглашается с этим выводом и гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Дмитрий Шустерняк. Он напоминает, что резерв пустых штатных единиц в госструктурах может составлять как раз те самые 20%. То же относится и к МВД: сокращения начнутся с вакансий, потому что «реформа органов МВД нацелена далеко не на физическое сокращение числа милиционеров». Хотя, уточняет Зубаревич, в некоторых регионах — там, где все вакансии заняты, — возможно частичное увольнение низового линейного персонала МВД, рядовых сотрудников правоохранительных органов. И для них уже может потребоваться специальная государственная программа адаптации и трудоустройства.
Увольнение же преподавателей не потребует специальных программ по созданию новых рабочих мест, считают эксперты. «Количество пенсионеров в системе образования таково, что без всякого роста безработицы можно провести сокращение, просто ограничив потолок возрастом, например, в 60—65 лет», — говорит Зубаревич. В итоге вузы просто сбросят «лишних» преподавателей за счет пенсионеров, которые не попадут ни под одну программу адаптации и трудоустройства.
Анастасия БАШКАТОВА