Процентная ставка по ипотечным кредитам через 2—3 года может снизиться до 5—7%, пообещал глава ассоциации региональных банков «Россия» Анатолий Аксаков. Но для этого придется перестроить всю экономику, парируют аналитики.
По словам Аксакова, в зависимости от риска возврата кредитов со стороны заемщиков, процентная ставка будет колебаться, но не превысит 5—7%. Такие проценты станут возможными, в том числе благодаря участию государства в ипотечном кредитовании через АИЖК.
«Такие ставки по ипотеке возможны для отдельных, жестко определенных категорий заемщиков в рамках небольших проектов, реализуемыми госбанками», — такое мнение высказал BFM.ru начальник аналитического отдела ИК «Грандис Капитал» Денис Барабанов. Через
«Ставка по ипотеке на таком уровне может стать реальностью через
По мнению Аксакова, все говорит о том, что страна выходит из кризиса. «Правда, выход будет не очень быстрым. Мы полновесно ощутим, что мы вне кризиса, только через 2—3 года, я думаю», — добавил он. А министр финансов Алексей Кудрин считает, что говорить о преодолении кризиса пока рано. Он отметил, что есть несколько макроэкономических показателей, по достижении которых можно будет говорить о завершении кризиса. Прежде всего, подчеркнул министр, это устойчивый рост. «Сегодня наша экономическая система устойчива лишь отчасти, растет зависимость от импорта, растет инфляция», — считает Иван Манаенко.
Министерство финансов России согласно с основными изменениями прогноза макроэкономических показателей, подготовленными Минэкономразвития, по которым инфляция может достичь верхней планки прогноза в 7,5%, вместо ранее прогнозируемых 5—6%.
Напомним, о том, что ипотека должна быть не дороже 5—7% годовых говорили и президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин, но они не называли точных дат.
По мнению Дениса Барабанов, ставки на такой уровень могут опуститься лишь в тот период, когда ставка рефинансирования ЦБ снизится до 2—3% годовых, а инфляция — до 5—6%. «Мы очень зависим от внешней конъюнктуры мировых рынков, и все цены внутри страны изменяются вслед за изменением цены на нефть. И точно не стоит ожидать, что в ближайшие три года страна сможет «отвязаться» от цены на нефть», — отмечает Денис Барабанов.
Иван Манаенко соглашается с коллегой: «Мы до сих пор живем в «трубоориентированной» экономике, уязвимой для внешних потрясений». Кроме того, он отмечает, что для притока длинных, неспекулятивных денег в страну нужно, чтобы инвесторы понимали работу Центробанка по формированию курса рубля и процентной ставки, так, как это происходит на открытых рынках США и Европы. А до этого нам пока еще очень далеко — как и до ставки по ипотеке в 5—7% для обычного заемщика «с улицы».
Елена ГОСТЕВА