ЦБ фактически признал, что российская банковская система не нуждается в дальнейшей господдержке и способна самостоятельно преодолеть последствия финансового кризиса. Банк России готов постепенно свернуть все антикризисные меры по финансированию банков, заявил вчера первый зампред Банка России Алексей Улюкаев. С наибольшей осторожностью ЦБ будет подходить к сокращению ломбардного списка, в который в прошлом году попали бумаги системообразующих предприятий. Участники рынка сочли момент, выбранный для сворачивания мер господдержки банков, актуальным — для крупных игроков.
Новые детали стратегии выхода ЦБ из мер антикризисной поддержки банков на Международном банковском форуме в Сочи вчера обнародовал первый зампред Банка России Алексей Улюкаев. «В кризис были введены новые инструменты рефинансирования банков в ЦБ, ряд существующих инструментов был модифицирован (подробнее см. справку), уже сейчас они достаточно мало востребованы банками и со временем будут востребованы еще меньше»,— мотивировал он планы по дальнейшему сворачиванию мер антикризисной поддержки банков со стороны ЦБ.
В планах ЦБ — сворачивание кредитования банков под взаимное поручительство. Этот вид кредитования банков ЦБ добавил в кризис к кредитованию под залог кредитных портфелей и векселей. Как пояснил Алексей Улюкаев, сворачивание этой меры антикризисной поддержки будет постепенным и выразится в сокращении лимитов банкам на такие кредиты: «Действовать будем аккуратно, без фанатизма, лимиты будут сокращаться постепенно на 10—15%».
Также, по словам господина Улюкаева, ЦБ будет постепенно сворачивать кредитование банков в ЦБ под залог кредитов, выданных предприятиям из списка системообразующих, утвержденного правительством в феврале 2009 года. В него входят 295 корпоративных структур (часть указана как группа компаний), например, «Газпром», «Русал», «Роснефть», «Норильский никель», «Транснефть», РЖД. «В отношении этого вида поддержки банков мы вернемся к стандартной — жесткой — процедуре оценки банками финансового состояния таких заемщиков,— пояснил он.— В кризис ЦБ, предоставляя банкам финансирование под залог кредитов таких заемщиков, не требовал детальной оценки финансового состояния системообразующих предприятий».
Более того, по словам господина Улюкаева, ЦБ не отказывается от идеи в перспективе рассмотреть вопрос сокращения самого ломбардного списка, расширенного в кризис за счет включения в него ценных бумаг, выпущенных некоторыми системообразующими предприятиями. Впрочем, в этом вопросе ЦБ осторожен. «Этот вопрос будет рассматриваться, но подходить к нему надо очень аккуратно,— сообщил господин Улюкаев.— Исключение компаний из ломбардного списка, пусть даже и в рамках выхода из мер антикризисной поддержки сопряжено с серьезными репутационными рисками».
Таким образом, ЦБ объявил о намерении свернуть все виды поддерживающего антикризисного финансирования банков. Ранее ЦБ уже объявил о намерениях полностью свернуть беззалоговое кредитование до конца года. К этому же сроку должна быть прекращена компенсация банкам за счет средств ЦБ убытков, полученных от межбанковского кредитования, лимиты по таким сделкам ЦБ срезает с июня.
Уже подверглась сокращению срочность получаемого банками в ЦБ финансирования: если в кризис оно было годовым, то сейчас не превышает шести месяцев. Сроки окончательного выхода ЦБ из программы антикризисной поддержки банков господин Улюкаев не назвал.
Опрошенные «Ъ» банкиры сочли момент, выбранный Банком России для реализации в полной мере так называемой exit strategy (стратегия выхода из программы антикризисной поддержки банков), достаточно удачным. «В ходе кризиса во многом благодаря введенным ЦБ мерам поддержки удалось удержать ситуацию в банковском секторе под контролем,— говорит председатель правления СДМ-банка Максим Солнцев.— Сейчас с точки зрения ликвидности кризис в банковской системе уже не находится в острой фазе, поэтому идея убрать перечисленные меры выглядит достаточно логично. Мы не ожидаем, что отмена антикризисных мер до конца года приведет к каким-либо негативным последствиям». По его словам, наиболее важной мерой является сокращение сроков предоставления финансирования банкам. «ЦБ дает сигнал рынку: под рыночные активы берите короткие деньги»,— поясняет господин Солнцев. «На мой взгляд, все-таки самой важной антикризисной мерой были беззалоговые аукционы, которые быстро давали банкам живые деньги,— говорит старший вице-президент банка «Ренессанс кредит» Алексей Орехов.— Постепенная отмена антикризисных мер — своевременное решение: большинство банков сейчас имеют высокую ликвидность, поэтому данное решение не ухудшит их состояния».
Говоря об эффекте отказа от мер господдержки банков ЦБ, стоит вести речь именно о крупных банках, единодушны собеседники «Ъ». «Что касается кредитования под кредитные портфели и оценки кредитов системообразующим предприятиям, то эта мера наиболее актуальна была для крупных банков, которые кредитовали такие предприятия. По сути, она давала возможность обналичить кредит и влить эти деньги в экономику»,— указывает финансовый директор Бинбанка Алексей Китаев. Аналогичное утверждение верно и в отношении кредитов под поручительства банков. «Я считаю правильным отказ от финансирования банков под перекрестное поручительство, это способствует развитию схем и снижает степень открытости рынка и добросовестной конкуренции»,— отмечает член правления банка «БЦК Москва» Николай Полунин. По его мнению, наиболее критичным может стать возможное сокращение ломбардного списка — исключение каких-либо бумаг из него, скорее всего, приведет к их сбросу держателями, что не может негативно не отразиться на цене. В качестве представителя небольшого банка он подтвердил, что «доступа ко всем этим инструментам у небольших банков особо не было».
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА, Ксения ДЕМЕНТЬЕВА