Один из лидеров экспресс-кредитования — ХКФ-банк меняет стратегию развития. Банк, просрочка по розничным кредитам которого достигает 28% от портфеля, рассчитывает за счет зарплатных проектов нарастить качественную клиентскую базу.
О том, что в стратегии развития ХКФ-банка появилось новое направление бизнеса — реализация зарплатных проектов, «Ъ» рассказал зампред правления банка Юрий Андресов. «Для нас это одно из пяти стратегически важных направлений развития на 2010—2011 годы,— сообщил господин Андресов.— Зарплатные клиенты — лучшая аудитория для предложения кредитных продуктов, так как это очень качественные заемщики». На 1 августа у ХКФ-банка доля просроченных кредитов физлицам составляла 28% от портфеля, на начало года — 27%. По словам господина Андресова, первые зарплатные карты банк начал эмитировать летом, на сегодня выдано около 13 тыс. карт, 7 тыс. из которых получили сотрудники банка. В ХКФ-банке отказались раскрыть план по эмиссии карт в рамках зарплатных проектов на конец 2011 года, уточнив лишь, что число их «должно вырасти в разы».
Зарплатные проекты всегда были прерогативой универсальных банков с хорошо развитым корпоративным блоком. Лидерами в области реализации таких проектов являются Сбербанк (объем эмиссии зарплатных карт — 21 млн штук), ВТБ 24 (3,4 млн), «Уралсиб» (3 млн), Транскредитбанк (2,4 млн), Альфа-банк (1,5 млн). Ни один из крупных банков, специализирующихся исключительно на рознице (ХКФ-банк, банк «Ренессанс Кредит», Русфинанс банк, банк «Русский стандарт»), до сих пор официально не объявлял о запуске зарплатных проектов.
Для банков зарплатный проект — это комиссионные доходы с физических лиц и компаний, возможность привлечения дешевого фондирования в виде остатков на зарплатных счетах, а также дополнительный канал для кросс-продаж других продуктов, например кредитов, говорит директор по развитию корпоративных продаж блока «Розничный бизнес» Альфа-банка Роман Маришкин. По этим же причинам зарплатные проекты могут быть интересны и банкам, специализирующимся исключительно на рознице, продолжает член правления Юникредит банка Эдуард Иссопов.
Впрочем, розничному банку сложно будет преуспеть на этом рынке, так как у него нет базы корпоративных клиентов, указывает гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников. «Именно компании, являющиеся корпоративными клиентами банка, как правило, подключаются к его зарплатным проектам»,— соглашается зампред правления банка «Возрождение» Марк Нахманович. По словам зампреда правления банка «Авангард» Валерия Торхова, одним из требований корпоративного кредитования является перевод оборотов, в том числе и зарплатных счетов сотрудников, в банк-кредитор, поэтому у компаний зачастую даже нет возможности выбрать банк для зарплатного проекта. ХКФ-банк может рассчитывать на привлечение клиентов из малого и среднего бизнеса (компании с численность 150—200 человек), но без корпоративного сегмента в бизнесе выйти на рынок более крупных компаний ему будет сложно, отмечает руководитель карточного бизнеса и электронных каналов продаж ОТП-банка Василий Кузнецов. На 1 августа корпоративные кредиты ХКФ-банка составляли 9% от общего портфеля, или 6,7 млрд руб. Для сравнения: объем корпоративного портфеля «Возрождения» на ту же дату — 80,2 млрд руб. (85% от портфеля), ОТП-банка — 10,7 млрд руб. (19%).
В ХКФ-банке намерены конкурировать с универсальными игроками за счет гибких тарифов, начисления процентов на остатки по счетам (3—7%) и т. п. При этом ХКФ-банк оказался не единственным розничным банком, готовым заниматься зарплатными проектами. «Мы рассматриваем возможность выхода на рынок зарплатных проектов и уже через один-два месяца планируем запустить пилотный»,— рассказал «Ъ» зампред правления банка «Ренессанс Кредит» Олег Скворцов. В «Русском стандарте» сообщили, что зарплатные проекты уже реализуются, отказавшись уточнить детали.
Ксения ДЕМЕНТЬЕВА, Екатерина БОРОДИХИНА