Рост бюджетных доходов и улучшение финансового положения государства неизбежно ставит вопрос об увеличении субсидий на развитие малого бизнеса. Но формирующая система общественных институтов может привести к неэффективному перераспределению дешевых финресурсов.
Кредитование малого бизнеса в России остается для большинства банков малопривлекательным бизнесом. Издержки банков на подготовку и обслуживание кредита могут серьезно превысить полученную прибыль. Риски же по кредитованию малого бизнеса зачастую существенно превышают опасность невозврата ссуд крупными клиентами. Мелкие предприниматели уже привыкли к такому отношению банкиров к себе и стараются получать потребительские кредиты в интересах своего бизнеса. Дать кредит частному лицу банку легче, поскольку проще оценить платежеспособность такого клиента — по сравнению с оценкой деятельности предпринимателя. Сложившаяся ситуация ведет к двум печальным для российской экономики последствиям. Банки утрачивают адекватное представление о том, как распределены риски их кредитных портфелей. А сами предприниматели получают дополнительный стимул сохранить свой бизнес в тени.
Потерянный бизнес
Вице-президент Ассоциации банков Северо-Запада Виктор Титов назвал риски кредитования малого предпринимательства серьезными и специфическими, а программы господдержки — «нечеткими» и «не ориентированными на результат»: «Ситуация с финансированием малого и среднего бизнеса сейчас даже ухудшилась, так как не стало поддержки Запада и появились дополнительные препятствия, в частности рейдерство». Эти проблемы усугубляет отсутствие сводной статистики по финансированию малого и среднего бизнеса. Пока она имеется лишь в разрозненном состоянии — в виде статистики отдельных банков. Известно лишь, что показатель невозврата кредитов, взятых малым бизнесом, невелик — менее 2,7% в среднем по России. И причина в том, что банки просто не идут на риск такого рода кредитования, руководствуясь принципом: нет кредита — нет проблемы.
Руководитель отдела кредитования малого и среднего бизнеса Международного Московского Банка Александра Бугаева в качестве факторов, сдерживающих кредитование малого бизнеса, называет сложности в реальной оценке способностей субъектов малого предпринимательства обслуживать свои долговые обязательства. «Зачастую бухгалтерский учет ведется по упрощенной системе или не ведется как таковой, платится вмененный налог, не все доходы отражаются в учете, — рассказывает она. — Также не всегда у малого бизнеса имеются предметы залога в объеме, достаточном для покрытия суммы задолженности по кредиту». В результате банкиры, как правило, пытаются анализировать финансовое состояние заемщика исходя из реальных показателей (не бухгалтерских). Еще один метод управления рисками — выдавать кредиты на очень короткий срок. К примеру, ММБ предоставляет необеспеченные кредиты на сумму до 1,5 млн рублей на срок до трех месяцев. По мнению Бугаевой, это позволяет малым предприятиям решить вопрос временной нехватки оборотных средств.
Венчурное кредитование
«Большинство малых предприятий приходит в банк за start-up — кредитами для открытия своего дела, — уверен начальник кредитного управления инвестиционно-кредитного департамента банка «ГЛОБЭКС» Юрий Коптелов. — Зачастую клиенты-предприниматели работают в сфере торговли и услуг, что не предполагает наличия основных фондов и имущества, достаточных для предоставления банку в качестве залога. Такие предприятия в основном работают с наличным оборотом, учет и контроль за которым затруднителен для банков, а это не дает возможность адекватно оценить кредитоспособность заемщика и тем более проследить его кредитную историю.
«Таким образом, банк не имеет гарантий возврата кредитов и не может минимизировать риски», — заключает Коптелов.
Но нигде в мире банки и не кредитуют венчуры.
Новые предприятия, как правило, финансируются инвесторами. Находятся люди, которые вкладывают в новый бизнес деньги в расчете на участие в будущих прибылях компаний. А еще чаще такие «ангелы-инвесторы» рассчитывают на выгодную перепродажу нового бизнеса фондам прямых инвестиций, которые привлекают для этого долгосрочные инвестиции с финансового рынка. Впоследствии и эти инвесторы продают свою долю — чаще всего самим организаторам бизнеса. Но возможны и более продвинутые решения — выставить акции на фондовом рынке или целиком продать бизнес крупной компании.
Банкиры не верят в успешность реализации такой схемы в России.
«На сегодняшний день финансовый рынок в России по своему развитию не достиг европейского уровня, — считает Юрий Коптелов.
По его мнению, у российской проблемы только одно решение — предоставление кредитов малому бизнесу на принципах розничного кредитования. Другими словами, выдача огромного количества несвязанных кредитов по высоким рыночным ставкам позволит реализовать настоящую венчурную кредитную модель.
По такому же пути развивалось в России и потребительское кредитование — высокие ставки позволяли закрывать глаза на высокий процент невозврата.
К сожалению, эта модель не устраивает огромное число самих малых предпринимателей, которые создают бизнес отнюдь не в погоне за суперприбылями, а для того, чтобы заниматься собственным доходным делом. Такие предприниматели не грезят капитализацией своего бизнеса и не гонятся за потрясающими темпами роста.
Административная рука
На помощь малому предпринимательству могут прийти власти, которые больше других заинтересованы в развитии подобного бизнеса. Ведь именно он гарантирует занятость на местном рынке рабочей силы и уплату местных налогов. Поскольку активно растущие бизнесы могут легко покинуть регион на каком-то этапе своего развития.
Администрации регионов могут субсидировать уплату процентов по кредитам за счет фондов малого предпринимательства, финансируемых из бюджетных средств.
По мнению опрошенных экспертов, лучшим вариантом решения вопроса было бы создание агентства по поддержке малого предпринимательства с наличием страхового фонда из бюджетных средств, гарантирующего банкам покрытие части рисков от ссудных операций с предпринимателями.
Заметим, что, собственно, с наличием разного рода организаций, контор, фондов в нашей стране проблем нет. Только в реальности их организаторы либо завязают в бумажной работе, не имеющей ничего общего с поддержкой малого бизнеса, либо, поняв, что раз государству выгоден большой бизнес, а не малый, вскорости сворачивают свою деятельность.
Великий перелом?
Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Сергей Борисов призывает «не сгущать краски»: «Мы находимся на переломном моменте, когда полный штиль сменяется явным интересом банков к этому виду кредитования. Более того — банки взялись соперничать в этом виде бизнеса. Сегодня уже около 20 кредитных организаций показывают достаточно любопытную картину, и в конкуренцию включились даже средние банки».
Хотя со статистикой пока действительно не очень хорошо, а объемы кредитования малого предпринимательства в целом по рынку определить сложно, рынок все же набирает явно позитивную динамику. «По нашей оценке, рынок кредитования малых и средних предприятий растет с той же скоростью, что и бизнес-кредитование в целом, — замечает заместитель председателя правления Абсолют Банка Олег Скворцов. — Темпы роста могут составить по итогам 2006 года от 20 до 50% в зависимости от отрасли».
Сегодня ставки по кредитам в рублях колеблются на уровне от 16% и выше для малых предприятий и от 14% и выше — для предприятий среднего бизнеса. Олег Скворцов считает, что в перспективе, с развитием этого вида кредитования и ростом конкуренции между банками, ставки неизбежно станут снижаться, но это будет происходить значительно медленнее, чем в сегменте ипотечного и автокредитования. Это связано с тем, что работа с малыми предприятиями сопряжена с высоким уровнем рисков, который будет снижаться по мере «обеления» малого бизнеса.
Глава «ОПОРЫ», говоря о возможных рисках, сказал, что гораздо большим риском сегодня является не кредитование малого бизнеса, а отказ от этого вида кредитования. Признав, что банки все же пока скованы отсутствием необходимой законодательной базы и директивами ЦБ, Сергей Борисов заметил: «Центробанк никак не может понять, что особого риска тут как раз нет. Для малых предприятий прежде всего необходимо упрощать процедуры выдачи кредита. И те программы, которые сейчас существуют, имеют пока отложенный эффект. Я убежден, что он будет позитивным. Конечно, в эту «воду» надо входить осторожно. Прошлая эпоха раздачи субсидий малому бизнесу закончилась известными для России злоупотреблениями. Но зато уже есть опыт, который можно оценить и избежать прежних ошибок».
По мнению Борисова, делать это нужно обязательно при содействии институтов гражданского общества — общественных организаций и бизнес-союзов. Но пока общественная жизнь, наоборот, активно перемещается вглубь кабинетов. Соответственно, любое увеличение объемов бюджетной помощи может привести лишь к росту коррупционного вала.
Лена ТИХОМИРОВА